https://www.funkybird.ru/policymaker

Речь саудовского короля

Саудовский король Абдалла публично по телевидению подверг жесткой критике позицию России по Сирии. В принципе, дело житейское.

Однако король стар. Он, как принято говорить, суперстар. Ему уже девятый десяток, здоровья нет, поэтому активную политическую жизнь он не ведет. Собственно, его жизнь уже нельзя вообще назвать активной.

Поэтому король если и высказывается — то делает это по крайне значимым поводам и выражает окончательное мнение королевства. Очевидно, здесь есть два объяснения выступлению короля. Во-первых, сейчас в королевстве происходит подготовка к уходу Абдаллы. Он, безусловно, еще может удивить и простудиться на похоронах многих, кто сам ждет его похорон, но возраст — он и в Аравии возраст. Папа Абдаллы легендарный основатель нынешнего королевства Азиз ибн-Сауд был женат, мягко говоря, неоднократно, поэтому среди его потомков есть несколько ветвей по материнским линиям.

Эти ветви тоже плодоносили будь здоров, так что группировки вокруг престарелого короля многочисленны, сильны и имеют довольно разные взгляды и мнения на происходящее вокруг. Как правило, публично окружение короля сор из избы не выносит, предпочитая решать проблемы тихо и по семейному. Однако бывают крайне острые проблемы, круги от которых расходятся весьма далеко. И тогда старший — как это принято в традиционных обществах — приведя свое окружение к консенсусу, публично озвучивает позицию руководства, информируя всех подданных о принятом совместно трудном решении.

Поэтому выступление короля Абдаллы можно и нужно расценивать как свидетельство разных и возможно, очень разных взглядов его окружения на сирийскую проблему. Далеко не всем хочется идти безоглядно вперед. Тем более, что окружение Абдаллы — люди тоже в весьма преклонных годах и уже поэтому бесшабашно шашкой рубить не любят — опыт, осторожность не позволяют. Ну, и скрипящие суставы тоже. Это сосед ат-Тани — он парень молодой, проблем наделал — приходится идти напролом. А ас-Сауды должны подумать.

Во-вторых, Саудовская Аравия вынуждена вести борьбу за свое лидерство на Ближнем Востоке, так как положение главного арабского союзника США обязывает. Конечно, саудиты и американцы с подозрением относятся друг к другу и ведут каждый свою игру, но уж если есть гарем, то лучше быть первой и любимой женой, чем одной из.

По отношению к Сирии в Саудовской Аравии среди королевской семьи, похоже, сформировалось два мнения. Стратегически все принцы с удовольствием распнут Асада, но вот в тактике есть два принципиально различающихся подхода. Наиболее острожные считают, что пусть молодой ат-Тани лезет вперед — в конце концов он точно сломает себе шею. Да и в личном качестве Эмир уже конкретно нарывается — его уже предупредили весной прошлого года, сделав вброс по поводу покушения. Покушения, скорее всего, не было — да и в больнице Эмир лежал в то время по другому поводу — после операции липосакции он потерял около 40 килограмм живого веса, что на здоровье отражается не лучшим образом. Однако предупреждение было — кто его сделал, нам трудно гадать. Я бы поставил на русских — слишком ат-Тани внаглую стал перебегать дорогу Газпрому. Да и намек на русского посла, к которому ехал ат-Тани во время виртуального покушения, был вполне прозрачен. Хотя, конечно, могло быть совсем наоборот — западные друзья могли предупредить — незачем к русскому послу ездить, вредно это для здоровья. В общем, это Восток — темна вода во облацех.

Так или иначе, но одна точка зрения в саудовском руководстве — пусть другие сделают грязную работу и надорвутся, а тут и мы — все в белом. Другие имеют на этот счет сомнения. Пока у Эмира получается неплохо. Он в прошлом, конечно, не имел значимых результатов — все его внешнеполитические инициативы с миротворчеством заканчивались пшиком — как, к примеру, посредничество в Дарфуре — но вот в последний год Катар резко спуртовал и получил весьма приличные результаты. Поэтому просто выжидать уже нельзя, нужно держать руку на пульсе. И вторая группа принцев считает, что нужно активнее бороться за Сирию. Как с Сирией, так и с Катаром.

Вероятно, выступление Абдаллы как раз и подвело черту под обсуждением в верхах. Видимо, позднее зажигание — прошла почти неделя после вето в Совбезе — как раз и говорит о том, что дебаты в семье шли нешуточные.

Поэтому, вероятно, следует ожидать активизации Саудовской Аравии в сирийском вопросе.