https://www.funkybird.ru/policymaker

Цхинвал загнал себя в тупик

Неугодную Кремлю Джиоеву выбили из президентской гонки. Но легитимность другого главы Южной Осетии будет под сомнением.

Алла Джиоева, набравшая большинство голосов во время прошлогодних ноябрьских выборов в Южной Осетии, продолжает оставаться в реанимации с диагнозом «инсульт головного мозга, гемипарез слева».

Как сообщает «Газета.RU», вечером в четверг в штаб Джиоевой в Цхинвале прибыл отряд республиканского ОМОНа, сопровождавший следователей. Оппозиционного политика таким образом собирались доставить на допрос по делу о попытке государственного переворота.

Соратники Джиоевой утверждают, что она получила удар прикладом по голове, что и спровоцировало кровоизлияние. «Ее состояние не связано ни с шоком, ни потому, что ворвались и устроили разнос штаба, а из-за того, что ее ударили по голове прикладом. Из-за возможного кровоизлияния в мозг. Это говорят очевидцы – люди, которые стояли рядом. Она в себя не приходила», – рассказала активистка оппозиционного штаба Элина Мирзоева.

Между тем глава МВД Южной Осетии Валерий Валиев еще ночью заявил, что физического воздействия на лидера оппозиции не было. «Все это наглая, безответственная ложь», – заявил он.

Врачи также заявляют о том, что следов избиения на теле Джиоевой нет. Как бы там ни было – главный «возмутитель спокойствия» в Южной Осетии устранён из политической жизни республики. По крайней мере, на ближайшее время. В выборах, которые состоятся 25 марта, Джиоева участвовать не будет. Как и её прежний соперник, глава местного МЧС Анатолий Бибилов, которого называли кандидатом как Москвы, так и команды экс-президента Эдуарда Кокойты. Что ждёт республику в ближайшие месяцы?

Директор Института стран СНГ, экс-заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин:

— Не надо спешить списывать Джиоеву со счетов. Вчерашние события, скорее, притормозили её уход из политики, чем способствовали ему. Ибо глупость или провокация, имевшие место, прервали естественный процесс стабилизации положения в республике, который совершался несмотря на все тупиковые идеи вроде проведения инаугурации. Джиоева в последнее время была запутавшимся человеком, не знающим как поступить. Идти на новые выборы – значило опровергнуть собственное утверждение, что ты уже президент. Но и реальных рычагов для взятия власти у неё не было. В этих условиях проведение инаугурации было актом отчаяния. Зачем было прерывать этот процесс грубым образом, я не могу представить. У меня только одно объяснение: это сделали люди, которые были заинтересованы руками сторонников Джиоевой взвинтить ситуацию в Южной Осетии и попробовать сорвать выборы, исход которых им ничего особенного не сулит.

Скорей всего, Джиоева действительно уйдёт из политики, если страсти успокоятся, но сейчас это менее вероятно, чем ещё два дня назад.

«СП»:- Какие люди могут теперь реально бороться за пост президента в республике?

— Сейчас это даже не так важно. Борьба должна идти за то, чтобы не сломать предвыборный процесс. Я надеюсь, что там к власти придут люди, которые будут пользоваться доверием населения. Думаю, недостатка в кандидатах на пост президента в Южной Осетии не будет. Даже из числа сторонников Джиоевой двое уже успели выдвинуть свои кандидатуры. Но повторяю: сейчас главное минимизировать ущерб от произошедшего.

Вячеслав Седов, в недавнем прошлом — пресс-секретарь правительства Южной Осетии:

— Считаю, в интересах Джиоевой дать согласие на лечение в одной из российских клиник. На этом должны настоять как врачи, так и её окружение.

Что касается будущих выборов, ситуация пока развивается по такому же сценарию, как и перед ноябрьскими выборами прошлого года. Большое количество инициативных групп готовят документы на регистрацию своих кандидатов. В прошлый раз было подано больше 30 заявок. В результате к борьбе за президентское кресло было допущено 17 человек. На сегодня уже больше десятка кандидатов подали заявки в ЦИК Южной Осетии. Но это только начало. При этом явного лидера, который бы доказал, что может на деле привести республику к стабильности и к нормальному развитию, на сегодня не просматривается. Хотя ещё есть время, чтобы уважаемые в республике люди, приняли решение об участии в президентских выборах. Возможно они его уже приняли, но пока присматриваются к ситуации, выжидают.

«СП»: — Что это за уважаемые люди, вы можете назвать фамилии?

— Не хотел бы называть ничьих имён, чтобы никому не повредить. Могу сказать только, что это известные люди, руководители партий, парламентарии, доказавшие свою дееспособность. Пока же среди потенциальных кандидатов в президенты Южной Осетии, в основном, малоизвестные в республике люди. Надо понимать, что жители хотели бы, чтобы будущий президент был не только хорошим политиком, но и – умелым хозяйственником. Последнее для республики сейчас даже важнее.

«СП»: — Алла Джиоева, на ваш взгляд, имеет шанс вернуться в политику?

— Джиоева до сих пор пользуется широкой поддержкой в Южной Осетии. В предстоящих выборах она однозначно не сможет принимать участие. Президентский срок в республике – 5 лет. За это время можно как нарастить свою популярность, так и совсем выйти из игры. Так что посмотрим.

«СП»: — По вашим наблюдениям, в республике в последние месяцы нарастало напряжение, недовольство, в том числе — действиями российской власти?

— У людей там уже давно только одно желание: жить достойно. Ведь посмотрите, прошло уже больше трех лет с момента войны с Грузией, а восстановить Цхинвал и другие населённые пункты республики до конца так и не смогли. При том, что Россия выделяла огромные деньги. Да, многое было сделано: наладили бесперебойное электроснабжение через Россию, газоснабжение, чего раньше вообще не было, нет перебоев с поставкой продуктов питания в магазины. Но при этом многие цхинвальские улицы без конца ремонтируют. Восстановительные работы вдруг обрываются в самом разгаре. Потом их снова начинают уже другие организации. Налицо отсутствие всякого здравого смысла. Людям невозможно объяснить, почему так происходит. Так можно ещё много лет держать улицы Цхинвала перекопанными, а потом удивляться: почему люди голосуют за кандидатов, не связанных с действующими правительственными структурами? Это происходит потому, что люди, не имеющие возможности другим образом показать своё отношение к действиям власти, голосуют за оппозиционного кандидата. Люди не хотят мириться с тем, что уже несколько лет на улицах республики не могут навести элементарный порядок.

«СП»: — Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация, если на новых выборах опять победит неугодный российским чиновникам кандидат?

— Надеюсь, что ситуация не станет развиваться по худшему сценарию. Люди в республике устали от политической свистопляски. В связи с выбыванием из игры Джиоевой, будут в первую очередь обращать внимание на тех, кто проявил себя ранее, но никак не связан с процессами восстановления республики после войны. В людях накапливается недовольство действиями нынешней власти и они не хотят больше мириться с нынешним положением вещей.

«СП»: — Может ли привести это недовольство к тому, что народ Южной Осетии отвернётся от России и задумается о новых союзниках, например, «попросится» обратно в Грузию?

— Возвращение в Грузию невозможно. У всех кандидатов, участвующих в выборах, есть в программе пункт о дальнейшем налаживании отношений с Российской Федерацией. Практически никто из граждан Южной Осетии не мыслит себя вне союза с Россией. Они прекрасно понимают, что Россия в августе 2008 года спасла их народ от геноцида. Да и после войны многое было сделано, строят дороги, больницы, детские сады, жилые дома.

«СП»: — И тем не менее властью недовольны…

— Да, на улицах, в магазинах Цхинвала можно услышать разговоры о том, что огромные деньги, присылаемые Россией, деваются непонятно куда.

«СП»: — Правда ли, что в Южной Осетии популярно мнение, что республика нужна некоторым российским чиновникам, лишь как своего рода оффшор, где легче «распиливать» бюджетные средства?

— Да, такие настроения имеют место. Но, по большому счёту, людям всё равно куда уходят деньги. Если бы они ходили по цветущему благоустроенному городу, эти вопросы им не приходили в голову.

«СП»: — С другой стороны у российского обывателя тоже возникает вопрос: как долго мы будем помогать Южной Осетии? Когда гуманитарная помощь оказывается сразу после войны, — это понятно. Но когда-то республика должна перейти и на самообеспечение?

— Да, в республике задумываются об этом. Основы для развития сельского хозяйства заложены. Безвозмездная помощь со стороны братской России не может быть бесконечной. Придёт время, когда речь зайдёт о предоставлении кредитов со стороны России. Люди должны почуствовать, что могут самостоятельно развивать республику. Нельзя становиться пожизненными иждивенцами. Все это в Южной Осетии понимают.

Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:

— Так как Россия однозначно поддержала противников Аллы Джиоевой, то они перешли в наступление и решили любыми средствами помешать её инаугурации. Они смогли это сделать, но при этом превратили Джиоеву в мученицу. Видимо, поставлена задача любой ценой обеспечить победу тому кандидату, которого поддержит Москва. Результат может быть достигнут арифметически, но с моральной точки зрения новые выборы будут ущербными.

Ситуация для республики драматическая. С одной стороны, Южная Осетия полностью зависит от России, и не может без неё существовать. С другой стороны, у горцев есть собственные амбиции, они хотят, чтобы их уважали, не отнимали права на свободный выбор. И они понимают сегодня, что ущемление их прав связано именно с Россией. Они пытались апеллировать к Путину, всячески подчёркивали свою лояльность России. Но ничего не помогло. Я думаю, сторонникам Джиоевой трудно будет победить в ситуации стопроцентной зависимости от «большого брата». Но легитимность нового президента будет под большим вопросом. А на Кавказе уважение к власти играет ещё большую роль, чем в других регионах России.

«СП»: — Допускаете ли вы, что в республике всё-таки придёт к власти уважаемый народом человек, не связанный с «распилом» российских денег? И возможно ли в таком случае повторение ситуации, сложившейся в ноябре 2011 года?

— Я думаю, пока это рано прогнозировать. И в Цхинвале, и в Москве власть попытается сделать всё, чтобы сократить количество кандидатов в президенты. При этом попытаются отсечь в первую очередь уважаемых и независимых людей, о которых вы говорите. Допустят к выборам в первую очередь тех, кто так или иначе связан с нынешней властью. Выборы будут управляемыми, потому, что для властной системы в республике стало большим риском допустить неконтролируемого человека к власти. Значительно большим, чем в прошлом году. Тогда ещё можно было как-то договориться с той же Джиоевой. После всего, что произошло, с независимым победителем договариваться будет очень сложно.