https://www.funkybird.ru/policymaker

Нет лучше и краше, чем выборы наши

ЦИК принял за основу инструкцию о порядке использования веб-камер на выборах президента РФ 4 марта.

В минувший четверг Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ приняла за основу инструкцию о порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковыми избирательными комиссиями (УИК) на выборах президента РФ 4 марта. Окончательно инструкцию планируется одобрить на следующей неделе во вторник, учтя замечания и предложения политических партий и экспертов.

Член ЦИК РФ Антон Лопатин сообщил, что каждая участковая избирательная комиссия должна выделить не менее двух членов с правом решающего голоса, предложенных разными политическими партиями, которые будут обеспечивать работу камер и всего с ними связанного. Они пройдут обучение навыкам работы с программно-аппаратным комплексом (ПАК).

В каждой УИК будут установлены две веб-камеры, изображение с которых без звука пойдет напрямую в Интернет. Звук уберут, «чтобы избежать проблем, не связанных с избирательным процессом, например, каких-либо флешмобов», сказал Лопатин. Но при записи на жесткий диск звук будет иметь место. Лопатин уточнил, что членам участковых избиркомов, ответственным за веб-камеры, полагается только включать их, а контролировать работу устройств станет Минсвязи через удаленный доступ. Запись же на жесткий диск будет дублированной – в УИК и дата-центре

Члены участковых избирательных комиссий проведут тренировку по использованию веб-камер до голосования, проверят наличие связи с территориальным избиркомом и службой технической поддержки. Включение веб-камер в день голосования должно производиться не позднее чем за 30 минут до открытия участков. При использовании на избирательном участке КОИБов и КЭГов включение веб-камер будет проводиться до начала их тестирования.

По словам Лопатина, после подсчета голосов председатель участковой комиссии должен будет объявить о завершении подсчета и продемонстрировать присутствующим и в веб-камеру каждую страницу первого экземпляра протокола. Только после этого веб-камеру отключат. Любопытно, что ранее секретарь ЦИК Николай Конкин сетовал на то, что «изображения с веб-камеры практически не видно, слишком мелкие цифры».

Член ЦИК Борис Эбзеев отметил, что необходимо прописать последствия в случае, если веб-камеры на участках не будут включены.

Если случатся перебои с электричеством, глава ЦИК Владимир Чуров будет немедленно докладывать в Следственный комитет (СК) РФ обо всех случаях отключения электроэнергии на выборах 4 марта. Об этом Чуров сообщил на том же заседании. Он уточнил, что станет информировать СК даже о кратковременных отключениях. А в ближайшие дни Владимир Чуров собирается «с приглашением всех желающих» отработать порядок видеонаблюдения за выборами на «модельном участке» в ЦИК. При входе в каждую «камерную» УИК должна висеть табличка с предупреждением: «В помещении ведется видеонаблюдение».

Все это, конечно, хорошо, но вот, допустим, бдительные зрители заметили в Интернете, что на участке что-то не в порядке. Что им делать? Сообщать в саму УИК и в ТИК, советует Николай Конкин. «А может ли запись с камеры быть доказательством в суде?» – спрашивают журналисты. Любые аудио- и видеодоказательства можно представлять в суд, отвечает Конкин. Тот рассмотрит вопрос об их допустимости и примет решение… Из этого следует, что данный вопрос ЦИК серьезно не прорабатывался. Возможно, потому, что судиться никто не собирался.

Не установлена также и ответственность за нарушение инструкции ЦИК по обращению с камерами. Следовательно, в день выборов с ними может произойти множество «случайностей»: они могут сгореть от короткого замыкания, упасть и разбиться, повернуться не в ту сторону; некий злоумышленник может залепить жевательной резинкой их объективы или пшикнуть на них краской из баллончика. И никто за это не отвечает. Зато уже определено, что если избиратель покажет в камеру неприличный жест или станет корчить рожи, он будет наказан в административном порядке. Об этом сообщил сегодня Владимир Чуров, показывая членам Общественной палаты модельный избирательный участок.

И, наконец, самое главное: пока не планируется ставить камеры и в территориальных избиркомах, где, по мнению оппозиции, и происходит переписывание протоколов. А доступ к архивам записей, скорее всего, не станет свободным. Последнее обстоятельство может показаться огорчительным, но, если поразмыслить, оно, возможно, к лучшему. Попытаемся доказать это простыми расчетами. В стране 90 000 участков. 12 часов видеозаписи на каждом дадут в сумме такое количество материала, что один человек должен будет потратить на его просмотр 370 лет, работая по 8 часов в день. Некоторые энтузиасты, пытаясь найти нарушения, могут так в него углубиться, что начисто выпадут из обычной жизни. Стоит ли подвергать их такому риску?