https://www.funkybird.ru/policymaker

Real politic площадей: о митингах

Как и следовало ожидать, кандидаты в президенты Геннадий Зюганов и Сергей Миронов не стали принимать участия в шествии по Якиманке и митинге на Болотной 4 февраля. Олигарх Михаил Прохоров примкнул к шествию, но среди ораторов его тоже не оказалось. Не столь важно, каковы истинные причины их решений: указание из Кремля, какие-то личные тактические соображения или генерал мороз. Показателен сам отказ, однозначно свидетельствующий, что эти деятели не собираются делать ставку на народный протест.

Собственно, какие могли быть сомнения по этому поводу?! Ведь все кандидаты, допущенные к «предвыборной кампании», отобраны именно потому, что не собираются бороться за победу. Неясно это, кажется, было заблудившимся среди двух сосен теоретикам оппозиции, призывавшим голосовать «по методу Навального»: за любого кандидата, кроме Путина. Вот эти кандидаты и показали 4 февраля своё отношение к протестному движению. Неужели и теперь непонятно, что при любых итогах голосования они будут подыгрывать власти?!

Впрочем, не удивлюсь, если сторонники «метода Навального» или идеи «переходного президента» и дальше будут настаивать на своих вариантах. Измышлять новые аргументы. Поскольку либералы, которые являются главными сторонниками этой тактики, очень любят говорить о нравственности в политике, не постесняюсь банальности и прокричу им может быть ещё не один раз: призывать голосовать за людей, которых вы сами считаете недостойными, АМОРАЛЬНО! Если же рассуждать в области realpolitic, то, как видим по событиям 4 февраля, расчёты на Зюганова, Миронова, Прохорова, не более, чем умозрительные прожекты.

С другой стороны, очень похоже, что группировка так называемых системных либералов в Кремле пытается сейчас воспользоваться ситуацией, чтобы оттеснить от власти пресловутых силовиков с помощью ослабления, а в перспективе и устранения ставшего одиозным Путина. (Несколько лет назад я написал статью, где предрекал ВВП судьбу Майкла Джексона. Имелось в виду, что СМИ раздули из Владимира Владимировича мыльный пузырь, и, что эти же СМИ первыми начнут рвать его на части, уничтожать как поп-идола. Сейчас информационная атака на Путина уже началась и довольно быстро разворачивается.)

Для достижения своей цели группировка кремлёвских «либералов» стремится взять под контроль мощную волну народного протеста. Именно с этим связаны появления на оппозиционной сцене экс-министра финансов Кудрина и прочих «переговорных инициатив». В данном контексте нельзя не отметить и активное участие в организации болотно-сахаровских митингов «системных оппозиционеров» вроде Геннадия Гудкова и Ильи Понамарёва из «Справедливой России». Как видим, уже третья акция, собирающая не менее ста тысяч человек, завершается резолюцией дежавю. Власть на эти резолюции вроде бы не обращает никакого внимания, но мы ведь видим только верхнюю часть айсберга. Вполне возможно, что внутри режима в настоящее время происходит перераспределение сил.

Несколько слов о различиях между Болотной и Поклонной. Разжигание конфликта между площадями на самом деле выгодно власти. Дело в том, что явившиеся на Болотную и прибывшие на Поклонную очень плохо представляют друг друга. Для людей с Поклонной горы, Болотная площадь – место сбора либералов-западников, русофобов, сторонников Чубайса, Гайдара, Хиллари Клинтон… Для посетителей Болотной — ходоки на Поклонную – насильно согнанные статисты из бюджетных учреждений или оплаченные люмпены. В обоих случаях, представления схематичны.

Разумеется, протест на Болотной не инспирирован Госдепом и «пятой колонной», а вызван очень глубокими социальными причинами. Тут и говорить не о чем. Но оскорблять без разбора людей с Поклонной горы тоже не стоит. Дело в том, что среди организаторов митингов оппозиции пока действительно наблюдается явное преобладание правых либералов-западников, хотя их идеи вовсе не являются доминирующими в протестном движении. Между тем, у очень значительной части нашего народа эта категория политиков вызывают крайне негативные эмоции.

Пусть никто себя не обманывает, что это результат работы путинского агитпропа. Неприязненное отношение к либералам связано именно с воспоминаниями об их пребывании у власти в девяностые. Увы, далеко не все понимают, что при Путине страна продолжает идти неолиберальным курсом. Что изменилась только риторика. Однако нет оснований сомневаться в том, что определённая часть людей, пришедших на «антиоранжевый» митинг на Поклонной горе, находилась там не по приказу и не за плату, а в качестве сознательных противников неолиберального реванша. При этом такие люди вовсе не обязательно являются сторонниками Путина. Просто ВВП для них меньшее зло, чем организаторы митинга на Болотной. Данная позиция ущербна, так как ведёт к игнорированию справедливых требований демократизации политической системы, общих сегодня и для либералов, и для левых, и для националистов, и для патриотов имперского толка. Хотели того те, кто искренне вышел на Поклонную, или нет, но вольно или невольно, они стали марионетками в играх режима.

Тем не менее, очевидно, что протестное движение будет вызывать у граждан России массу вопросов и подозрений до тех пор, пока оно ассоциируется с неолибералами, персонажами девяностых. Это объективный фактор, от которого никуда не деться, и который удачно эксплуатирует власть.