https://www.funkybird.ru/policymaker

Зачем Лукашенко сделал Бакиева белорусом?

Загадочная история почти братской привязанности президента Белоруссии Александра Лукашенко к экс-президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву получила новое развитие. Накануне СМИ распространили информацию, согласно которой бывший киргизский лидер, который уже почти два года живет на территории Беларуси, стал полноправным гражданином этой страны.

Некий флер таинственности этим сообщениям придает то, что первоисточник информации выяснить нелегко. Одни медийные ресурсы ссылаются на другие; белорусские издания – на киргизские. Те, в свою очередь, на российские. И далее по кругу.

Сообщается также, что паспорт гражданина Беларуси был выдан Бакиеву еще в августе 2010 года одним из минских РУВД, когда после бегства из Киргизии экс-президент некоторое время проживал в одной из белорусских правительственных резиденций. А недавно опальный глава государства еще и приобрел недвижимость стоимостью $ 2 млн на окраине белорусской столицы и теперь якобы оформляет на себя участок земли.

Ходят также и фантастические слухи о назначении бывшего президента Киргизии директором одного из военных заводов в Белоруссии. Это само по себе странно, поскольку вполне логично предполагать, что если бы это действительно произошло, такую информацию не возможно было бы удержать в секрете.

Напомним, что Курманбек Бакиев лишился своего поста после того, как в начале апреля 2010 года в Киргизии произошли массовые выступления протеста, организованные оппозицией. В ходе столкновений в центре Бишкека погибли около девяноста человек и около полутора тысяч получили ранения. Тогда президент Курманбек Бакиев, возглавлявший Службу госохраны страны его брат Жаныш, старший сын Марат бежали из страны. Сам Бакиев скрылся в Белоруссии.

Временное правительство Киргизии лишило Бакиева статуса неприкосновенности и он был объявлен в международный розыск. А Генпрокуратура Киргизии направила в Минск документы с требованием экстрадиции Бакиева, которого обвиняет, в частности, в «массовом убийстве» и «злоупотреблении должностным положением».

Однако Генпрокуратура Белоруссии приняла решение об отказе в экстрадиции. По мнению белорусской стороны обвинения новой киргизской власти, предъявляемые к Бакиеву, необоснованны. Лично президент Александр Лукашенко заявил, что не намерен передавать новым властям Кыргызстана свергнутого коллегу.

На официальном уровне никакую информацию относительно Бакиева пока не подтверждают и не опровергают. Причем белорусские официальные лица не раз подчеркивали, что законодательство и Конституция страны гарантируют неразглашение сведений о лицах, ищущих убежища или временной защиты. Это может быть сделано только с их согласия. При этом «каждое лицо имеет право искать убежища в любой стране, если для этого есть условия».

Очевидно, что в случае с высокопоставленными лицами, во многих странах мира действуют несколько иные механизмы предоставления гражданства и убежища, нежели для рядовых граждан. Но в ситуации с Бакиевым, которую многие поспешили интерпретировать в духе «последний диктатор Европы приютил азиатского тирана», мотивация была иной. Как убежден заместитель директора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько, особых симпатий к Бакиеву у Лукашенко не было.

«На тот момент это был определенный жест, демонстрирующий политическую независимость Минска, в том числе и от России. Бакиев — человек, которого заклеймил Запад, и которого побоялась принять у себя Россия. А Лукашенко просто продемонстрировал что он, как государственный деятель, способен на поступки, которые подтверждают независимый курс его и его страны», — считает Безпалько.

Иначе говоря, белорусский президент лишний раз демонстративно показал о своей готовности идти до конца, если это будет необходимо. Но сможет ли белорусский лидер рассчитывать на поддержку кого-либо из своих коллег, если представить, что в какой-то момент политическая ситуация в Белоруссии сложится для него не лучшим образом. Найдет ли он пристанище в России, в Европе или, например, в какой-либо из латиноамериканских стран, с которыми официальный Минск поддерживает сейчас весьма теплые отношения.

«Глубоко убежден, что Лукашенко «бежать» некуда, да и сам он вряд ли куда-то «побежит». Сейчас Белоруссия находится в ситуации достаточно сложной, но, вместе с тем, страна смогла выбраться из кризиса, который был создан на момент выборов», — отметил в беседе с «Росбалтом» Богдан Безпалько. «Готовностью бороться за свои ценности и идеалы, за ту модель развития страны, которую репрезентует белорусский президент, он отчасти напоминает Каддафи, и я убежден, что Лукашенко способен идти до конца», — полагает эксперт.

По его словам, сейчас в Минске отчетливо понимают, что «без сотрудничества с российскими элитами, которое обеспечивает именно Лукашенко, Белоруссия не выживет». «Сейчас политическая ситуация в Белоруссии отчасти напоминают российскую в том плане, что многие имеют какие-либо претензии к власти, но осознают, что силы, представляющие альтернативные пути развития, приведут лишь к разрушению экономики и государства. В данной ситуации Лукашенко способен удержаться у власти еще несколько лет. Основной сложностью является вопрос с его преемником и готовностью определенных политических кругов его поддерживать, но об этом Лукашенко должен беспокоиться сам», — прокомментировал эксперт вопрос о среднесрочной политической перспективе страны.

С другой стороны, в случае, если политическая обстановка в Белоруссии будет дестабилизирована под влиянием внешних или внутренних факторов, не исключен вариант при котором глава государства может повторить печальную судьбу некоторых лидеров. В лучшем случае — Гаагский трибунал, в худшем — гибель от рук «возмущенного народа», казнившего тирана «под влиянием своей ненависти».