https://www.funkybird.ru/policymaker

Пекин милее Батьке, чем Москва

Китай – любимая страна Батьки. Он постоянно восхваляет ее экономику и общественный строй. Недавно президент Беларуси дал интервью ведущим СМИ Поднебесной, в котором, в частности, заявил, что Китай сохранил планету от развала. И такие славословия Лукашенко произносит не зря: при сложных и неровных отношениях с Россией, и откровенно негативных – с Западом, Китай – одна из последних надежд Батьки на восстановление белорусской экономики.

Недавно было ратифицировано межправительственное соглашение о китайско-белорусском индустриальном парке. «Главной целью совместного индустриального парка является придание мощного импульса развитию белорусской промышленности, а также научно-исследовательской, логистической, торговой, жилищной и иным отраслям белорусской экономики. По общим предварительным оценкам, стоимость проекта может достичь 30 миллиардов долларов» — пояснили в парламентской комиссии по промышленности, ТЭК, транспорту, связи и предпринимательству.

В парламенте отметили, что парк будет располагаться на территории Смолевичского района Минской области и в перспективе займет площадь более 80 квадратных километров. В нем планируется размещение новых крупных производств, в том числе и с мировым именем, по выпуску бытовой техники и электроники, в сфере машиностроения, биомедицины. С китайской стороны в проекте занята крупная инжиниринговая компания «Китайская корпорация САМС».

В соответствии с соглашением, китайская сторона будет оказывать поддержку в области создания и привлечения компаний, ведения хозяйственной деятельности, координации работы по обеспечению парка финансовыми ресурсами. Белорусы обязались наделить парк юридическим статусом, не ниже, чем статус каких-либо экономических зон республики.

Но на территории застройки будущего техногиганта оказались дачи, коттеджные поселки и деревни, жители которых не согласны с тем, что попали в зону отселения. Уже состоялся протестный митинг, на котором более 500 белорусов поставили свои подписи под обращением к Лукашенко, где возражают не только против того, что у них отнимут землю. Граждане ведут борьбу и против того, что в экологической зеленой зоне, где чистое водохранилище и леса, в которых до сих пор водятся зайцы и медведи, будет развернута стройка, а впоследствии — и промышленное производство. Но сомнительно, что протесты сельчан и дачников смогут остановить такой масштабный проект.

Республику также беспокоит слух о том, что на работу в индустриальный парк завезут 600 000 китайцев. Эта сплетня выросла на информации о том, что после постройки парка на его рабочих местах будет занято именно такое количество трудовых человеко-единиц. Белорусы сразу решили, что их в китайских мастерских увидеть не захотят, и в шоке обсуждают на форумах грядущую перспективу, не задумываясь – зачем китайской корпорации вывозить рабочую силу с родины, когда можно нанять и обучить местных жителей.

Технопарк – не единственное свежее китайское «приобретение» Лукашенко. К чемпионату мира по хоккею, который должен пройти в Беларуси в 2014 году, будет возведен пятизвездочный отель «Пекин» китайскими застройщиками из одноименного города. Но и тут не все гладко с интересами коренных жителей республики – под гостиничный комплекс собрались вырубить целый парк, расположенный в центре города. Минчане не просто выходили на митинги и призывали на помощь «зеленых», отцов города и творческую интеллигенцию – доходило до «партизанщины». Когда в парк 40-летия Октября пришли люди с бензопилами, их встретили объявления о том, что деревья «зашипованы». Активисты вбили в стволы гвозди. Если работающая бензопила наткнется на такой «подарок», травмы пильщика могут быть крайне серьезными. После многомесячных протестов удалось договориться: Мингорисполком пообещал горожанам, что целыми останутся не менее 40% парка, а в качестве компенсации за остальное будут посажены 500 деревьев на соседних улицах и оборудованы спортивные площадки во дворах. Но люди не верят, считают, что власти просто хотят усыпить бдительность общественности, поэтому каждый день, даже в лютые морозы, дежурят возле стройплощадки, которая, по китайской традиции, развернулась очень быстро, и там уже вовсю кипит работа.

По заявлениям Лукашенко для китайских СМИ, в Минске появится также свой чайна-таун: «В ближайшую пятилетку островок Китая, квартал, в Минске появится со всеми образцами культуры, кухни, традиций ваших. И очень бы хотелось, чтобы там работали не только китайские, но и наши люди. Мы также заинтересованы, чтобы китайцы, строя у нас жилье, привносили свою культуру сюда, чтобы было видно, что это китайцы сделали».

На базе лингвистического университета в Минске открыт институт китаеведения им. Конфуция. Китайский язык изучают с первого класса в 5 школах Беларуси. Как рассказала директор минской гимназии №23 Нина Никитина, в начале учебного года абсолютно все родители первоклашек записали своих чад на изучение этого языка, как второго иностранного: «В свете экономического взаимодействия Беларуси с Китаем, родители понимают, что в нашей стране изучение китайского дает большие перспективы их детям в будущем». Понимают это и в других местах – факультативно изучают китайский еще в 24 общеобразовательных школах республики.

В Беларуси учатся более 2000 китайских студентов, которых недолюбливают соученики за то, что китайцам отдают все места в общежитии, и белорусам приходится ютиться по съемным квартирам и комнатам. Что касается белорусских студентов в Китае, то пропорция неравнозначна – там их всего около сотни. Кстати, китайские студенты в минских вузах пользуются безграничными привилегиями: часто к концу обучения они даже не начинают говорить или понимать на русском или белорусском языках, на которых ведется преподавание, но диплом все равно получают.

Экономист Александр Поскребкин считает, что Китай действительно сможет оздоровить белорусскую экономику: «Создание китайско-белорусского индустриального парка будет способствовать притоку в страну прямых иностранных инвестиций, созданию ряда новых экспортно-ориентированных инновационных производств, привлечению опыта и научно-технического потенциала китайских корпораций. Также выгодно для страны появление новых рабочих мест, на которых будут заняты белорусы. Панику по поводу 600 000 китайцев считаю нелепой и полностью неоправданной. Как пример можно привести работающий в Минске с 2007 года китайский техногигант Huawei, где заняты множество белорусов и не на последних должностях. Так что с экономической точки зрения белорусско-китайские отношения можно только приветствовать».

Белорусы также отмечают, что вести дела с китайцами гораздо удобнее, чем с русскими. Пекин не давит на Минск так жестко, как Москва. Если Китаю не удается договориться по цене на тот или иной актив, то он просто отказывается от сделки. Российский же бизнес, заручившись поддержкой Кремля, начинает выкручивать руки. Поэтому то и дело между Беларусью и Россией вспыхивают торговые войны, к которым подключают то Онищенко, грозящего запретить ввоз «некачественных» белорусских продуктов, то телевидение, прямой наводкой бьющее по «нехорошему» Лукашенко. Неудивительно поэтому, что Батька лично встречает китайских чиновников, приезжающих с тем или иным предложением. «Мы ни с одной страной так быстро не продвигаемся в наших отношениях, как с Китаем», — сказал недавно он.

Приглашая инвесторов из Поднебесной, Лукашенко обещает превратить Беларусь в плацдарм для широкомасштабного наступления Китая на Европу. Однако вопрос в том, нужен ли такой плацдарм самим китайцам? Они и без этого скупают европейские компании, которые им экономически интересны. Например, Volvo.

— Зачем Лукашенко Китай – совершенно понятно, — говорит белорусский политолог Сергей Кондратенков — Ему необходимы иностранные инвестиции, а желающих их сделать практически нет. Только Россия еще проявляет интерес, но Кремль хочет приватизации уже имеющихся активов и вообще диктует неудобные для Батьки условия. Но непонятно, зачем Китаю, с его огромными возможностями и финансовой мощью, нужны Лукашенко и Беларусь?

Возможно, за тем же, что и Казахстан с Киргизией. И пусть белорусы не обладают такими сырьевыми ресурсами, как казахи, возможностью освоения «северных территорий» Пекин никогда не пренебрегал. В отличие, кстати, от Москвы, не знающей, что делать со своим Дальним Востоком. По мнению экспертов, Китай накопил столько долларовых резервов, что в условиях неопределенной монетарной политики США он пытается снизить риски и вложить как можно больше кэша в проекты по всему миру.

К слову, по данным президента Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск) Ярослава Романчука, за первое полугодие 2011 года импорт из Китая превысил $1 млрд, что на 52% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И хотя в общем объеме товарного импорта Беларуси это немного (4,4%), еще пять лет назад доля товарного импорта из Поднебесной составляла 2,5%. А если взять первую десятилетку XXI века китайцы увеличили стоимостной объем импорта в Белоруссию в 34 (!) раза.