https://www.funkybird.ru/policymaker

Газовые переговоры РФ и Украины превратились в перепалку

В конце 2011 года России и Украине удалось избежать полноценной газовой войны, опасность которой возникает каждый раз, когда стороны решают изменить прежние договоренности. В этот раз стороны воюют лишь на словах, но при этом не всегда в форме диалога. «Лента.ру» решила составить краткий цитатник нынешней «войны».

Переговоры по новому газовому контракту между Россией и Украиной, который должен придти на смену договоренностям 2009 года, шли в более или менее нормальном режиме до середины осени 2011 года. Премьер-министр Украины Николай Азаров в начале октября с оптимизмом заявлял, что договоренности удастся достичь за 10-15 дней. В «Газпроме» тоже были уверены, что дело пойдет на лад: глава российского газового концерна Алексей Миллер утверждал, что результатов стоит ждать в ноябре.

Тем не менее, прошел и октябрь, и ноябрь, а 28 декабря стало известно, что президент Украины Виктор Янукович подписал годовой бюджет, в который заложены цены на газ, рассчитанные по контракту 2009 года. Таким образом, власти Украины признали свое поражение в первом раунде переговоров.

«Очень трудный человек»

Еще 12 декабря Алексей Миллер, отвечая на вопрос о российско-украинских газовых отношениях, заявил: «Новогодних подарков не будет». Несмотря на то, что эта фраза была растиражирована всеми деловыми СМИ, на Украине ее, кажется, не услышали. Во всяком случае, уже 14 декабря заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Макуха принялся рассуждать о том, какой должна быть цена на топливо. Так в прессе появилось словосочетание «точка убыточности Нафтогаза». «У нас точка убыточности 205 долларов, поэтому надо, чтобы было ниже», — заявил 14 декабря чиновник. И добавил, что на 205 долларов в Киеве даже не рассчитывают, а вот «около 224 долларов» — им добиться вполне по силам.

О «новогоднем подарке» в декабре говорил и Виктор Янукович. 21 декабря он напомнил, что без учета Харьковских соглашений (Россия предоставила Киеву скидку на газ в 100 долларов за тысячу кубометров в обмен на пребывание на Украине Черноморского флота еще в течение 25 лет), газ от «Газпрома» стоит 515 долларов за тысячу «кубов». «Это неподъемная цена», — отметил президент Украины. И добавил: «Мы считаем, что цена для Украины не должна быть выше 250 долларов».

Янукович по поводу газовых переговоров в декабре говорил едва ли не больше всех по обе стороны границы, но всякий раз его выступления были не самыми оптимистичными. «Вы спрашиваете, в каком состоянии (находятся переговоры — прим. «Ленты.ру»)? В тяжелом (…) Идут переговоры, чем они закончатся — тяжело сказать. На сегодняшний день на этот вопрос пока нет ответа», — сказал украинский президент 19 декабря.

А вот его выступление от 21 декабря: в эфире местной программы «Вечера» Янукович заявил, что не хочет, чтобы Европа дрожала от того, что Украина «будет в позу становиться перед Россией». «Мы хотим и лицо свое сохранить, и чтобы к нам со стороны партнеров было справедливое отношение», — добавил Янукович. В январе президент Украины понял, что никакого справедливого отношения не будет, и 13 января с горечью отметил: «Сегодня еще никто из тех, кто нас критикует, не предложил нам помощи. Никто. Ни одна страна: ни с Востока, ни с Запада. И мы наедине сегодня остаемся с этой проблемой».

В отличие от России, на Украине за газовыми переговорами следят не только чиновники, но и оппозиционные политики. «Выбрали путь, который стал самым нерезультативным. И братские отношения с россиянами закончились ценой почти в 500 долларов за тысячу кубометров газа», — прокомментировал переговоры лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк.

А вот как отреагировал депутат БЮТ-Батькивщина Андрей Павловский: «Я бы на месте нынешней власти выполнял в полном объеме все газовые договоры, которые были подписаны Юлией Тимошенко в 2009 году, а олигархов заставил бы провести модернизацию своих предприятий и наконец внедрить энергосбережение».

Наконец, бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко тоже раскритиковала Януковича: «После ее потери (газотранспортной системы — «Лента.ру») у Вас не останется ни одного аргумента ни в свою пользу, ни в пользу страны. Вы отдали Севастополь за дешевый газ, и где он? Сейчас хотите сдать ГТС… А что в следующем году сдавать будете, Виктор Федорович?»

Не отставал от своего начальника и премьер-министр Николай Азаров. Он использовал для донесения своей точки зрения не только стандартные пресс-конференции и выступления по телевизору, но и Facebook. «Украина готова к рассмотрению нашего спора в Международном арбитраже, но мы рассчитываем на то, что если в отношениях между стратегическими партнерами не будет достигнуто взаимопонимание, то тогда такая возможность для нас остается единственной возможностью. Но до этого мы хотим договориться, если мы действительно являемся стратегическими партнерами», — написал он на своей странице в Facebook.

В традиционных медиа Азаров говорил вполне традиционные вещи, главным образом, жаловался на кабальный контракт 2009 года. «Цена у нас в пять раз выше, чем в Соединенных Штатах Америки. На минуточку давайте задумаемся», — предложил Азаров всем желающим 16 января. Двумя неделями ранее он и вовсе назвал отношения России и Украины абсурдом: «Если расчет у руководства России есть на максимальную текущую выгоду, то я бы не назвал этот расчет стратегическим. (… ) И если мы действительно стратегические партнеры, то, первое, мы должны ответить на простой вопрос: почему Украина должна получать газ по самой высокой цене в Европе? Разве это не абсурд?»

Отдельной характеристики от Азарова удостоился и его российский оппонент Владимир Путин. «Путин очень трудный человек. Когда у него есть какая-то цель, он ее достаточно жестко добивается, и с ним очень трудно достигать компромиссов, и вот в этом трудность», — заявил Николай Азаров в интервью Ларри Кингу, тем самым, видимо, подчеркнув, что сам он не настолько «трудный».

К середине января Азаров, впрочем, уже не только оборонялся, но и перешел в атаку на «Газпром». «Мы им четко сказали: мы не собираемся закупать такие огромные объемы газа по кабальным контрактам», — сказал премьер-министр Украины 13 января.

Дело в том, что в контрактах с «Газпромом» от 2009 года прописаны минимальные объемы поставок. Если Украина недобирает газ, то она все равно должна за него платить. Официальный Киев, видимо, решил, что этим правилом можно пренебречь, но в «Газпроме» хитрых коллег быстро раскусили. «Нужно платить за невыбранный газ», — напомнил Алексей Миллер 11 января.

В правительстве Украины на фоне этой словесной войны думают, где бы еще взять газ, если в России он такой дорогой. «Сейчас цена топлива в этих странах (Турции и Румынии) на 100-120 долларов за тысячу кубометров дешевле, чем у нас. И главное есть техническая возможность его поставок по существующей системе трубопроводов», — заявил 19 января источник в правительстве газете «Коммерсантъ-Украина». Кроме того, чиновники ведут переговоры о строительстве терминала сжиженного природного газа, что позволит получать топливо со всего мира. Но терминал — дело даже не ближайшего года-двух, так что пока Украине все равно придется договариваться с Россией.

Другим вариантом снижения зависимости от «Газпрома» является сокращение потребления газа. «Мы переводим все наши ТЭЦ на уголь. На это будет нужен приблизительно год, но мы эту работу уже начали», — неожиданно вспомнил старую инициативу в середине января министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко.

«Место в музее»

В российской монополии ситуацию комментируют далеко не так часто, как на Украине. Однако когда представители «Газпрома» все же выходят к прессе, они не стесняются в выражениях. Главным объектом выступлений менеджеров является не спор о цене на газ, а газотранспортная система Украины, которую «Газпром» давно хочет получить в управление. «Оценка и стоимость газотранспортной системы, по мнению всех экспертов — и наших, и зарубежных, является завышенной, а самое главное, что на сегодняшний день не просматривается никаких факторов для того, чтобы стоимость ГТС Украины росла в дальнейшем», — заявил Миллер 11 января.

Через пять дней глава «Газпрома» раскрыл свою мысль в более сильных выражениях: «Если, как можно услышать на Украине, ГТС — это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее».

При всей этой «войне слов» удивительно, что Москва и Киев до сих пор находят в себе силы постоянно повторять: на переговорах есть прогресс, стороны нет-нет да и могут сблизить позиции. Если «Газпром» и «Нафтогаз», а вместе с ними и российские и украинские чиновники продолжат в том же духе, то растянуться эта словесная перепалка может на несколько месяцев.

Закончить же эту статью хотелось бы очередной цитатой. 17 января корреспондент «Коммерсанта» так написал по поводу российско-украинских газовых отношений: «Вся эта тягомотина уже откровенно раздражает».