https://www.funkybird.ru/policymaker

Как упрямство Европы довело до «Искандеров»

Непрекращающаяся полемика России и США вокруг размещения американской системы противоракетной обороны в Европе (ЕвроПРО) заметно обострилась. Вместо слащавых обещаний и бестолковых объяснений с американской стороны и таких же российских причитаний набатом прозвучало 23 ноября заявление Дмитрия Медведева о возможном размещении оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области и Краснодарском крае.

Удивительно в том выступлении было практически все. В первую очередь, тон выступления – прямо как войну объявил. Да не простую, а «отечественную». В конце лишь не хватало фразы: «Враг будет разбит, победа будет за нами».

Заявление первого лица России вызвало настоящий переполох в стане потенциальных «неприятелей».

Сначала председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Литвы Арвидас Анушаускас, комментируя сложившуюся ситуацию по вопросу ЕвроПРО, заявил, что «Калининградская область обустраивается не как оборонительный бастион, а как плацдарм, у которого иное предназначение. При этом Россия очень активно развивает свои мощности, которые в этом регионе направлены против стран НАТО».

А уже 5 декабря в Москву прибыл начальник Генерального штаба Польши Мечислав Ченюх на переговоры с его российским коллегой Николаем Макаровым. Прекрасно осознавая, против кого могут быть направлены российские «Искандеры» (напомним, по утвержденной американским президентом Б.Обамой программе, к 2018 году в Польше предполагается разместить ракеты-перехватчики SM-3), польская делегация в ходе встречи вопросам ЕвроПРО уделила самое пристальное внимание. Ответ Н.Макарова по данному поводу был однозначным (хоть и СМИ об этом ничего не говорят): все зависит от вас, не будет «Стандартов» – не будет и «Искандеров».

На этом фоне интересным являлось и то, как генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Рассмусен практически целую неделю пытался оправдываться в безобидности организации, которой стал Альянс в последние годы. Отдельные военные эксперты, в том числе и российские, начинают даже в это верить.

По мысли Расмуссена, ничего угрожающего для Москвы в характере деятельности НАТО нет, поэтому и поводов для демаршей со стороны России не должно быть. Однако США по-прежнему «планово» окружают Россию плотным противоракетным «частоколом». Нидерланды полным ходом обновляют корабельную группировку, имеющую возможность размещения противоракет SM-3. 6 декабря парламент Румынии ратифицирует соглашение о размещении к 2015 году на юге страны американской базы с ракетами-перехватчиками данного типа. Турция дает согласие на размещение на своей территории, в уезде Кюреджик – около 700 километров от границы с Ираном, радара в качестве компонента ПРО Альянса.

С другой стороны, и для Запада ничего предрассудительного в заявлении президента России быть не должно. Многое из озвученного или уже было сделано, или находилось в стадии окончательной реализации. Например, радиолокационная станция «Воронеж-ДМ» уже давно была построена под Калининградом. Ее ввели в строй хоть и через несколько дней после выступления Медведева, но в то же время – в соответствии с ранее разработанными планами.

Также общеизвестно, что на протяжении последних пяти лет российские политики всех уровней заявляли о планируемом размещении ОТРК «Искандер» в Калининградской области. Возможно, поэтому была сделана оговорка, что диалог по ЕвроПРО никто прерывать не будет, и Россия ожидает реальных шагов от своих западных партнеров. Медведев дал конкретный сигнал – Россия не выпала из переговорного процесса по ЕвроПРО. То есть, фактически все остается на прежних местах. Москва и далее будет спокойно заниматься тем, чем она и ранее занималась – усиливать и перевооружать свои вновь созданные войска воздушно-космической обороны. Единственное «неудобство» вышло с размещением ударной компоненты – ракетных комплексов «Искандер». Слишком уж ярким раздражителем являются эти ракеты для Запада.

Остроты полемике по вопросам ЕвроПРО добавила публикация в «Комерсанте» о возможном появлении «Искандеров» на белорусской земле (со ссылкой на некий военно-дипломатический источник). Действительно, размещение этих ракет в суверенной Беларуси расширяет границы их применения. Вполне понятно, никто не ведет речи о том, что российская ракетная часть, оснащенная данным типом вооружения, разместится на белорусской территории. Это опроверг и российский постоянный представитель при НАТО Дмитрий Рогозин, отметив, что никаких переговоров по этому вопросу с Минском не ведется. Об этом пока молчат и в военном ведомстве Беларуси. Было несколько лет назад только одно заявление генерала Михаила Пузикова, в то время начальника ракетных войск и артиллерии белорусских Вооруженных Сил, о планируемой поставке ОТРК «Искандер» в Республику Беларусь. Но и оно осталось только заявлением.

В этой связи более предсказуемым является то, что Беларусь будет перевооружать свои собственные ракетные соединения на данный тип вооружения самостоятельно. О чем, наверное, и имел в виду 7 декабря начальник Генерального штаба Беларуси Петр Тихоновский в ходе пресс-конференции представителям белорусских и российских СМИ в Минске, отмечая, что белорусская армия всегда стремится приобретать новую технику, и вопрос приобретения «Искандеров» является делом времени.

Действительно, если оценивать состояние ракетной техники в белорусской армии, можно с уверенностью сказать, что доставшиеся ей со времен Советского Союза ракетные комплексы «Точка-У» уже морально устарели, а оперативно-тактические ракеты Р-17 (печально известные по иракским событиям «Скады») еще с конца девяностых годов прошлого века сняты с вооружения. Так что задача по замене существующих тактических ракетных комплексов «Точка-У» на ОТРК «Искандер-Э» для Вооруженных Сил Беларуси становится приоритетной на ближайшее время.

О возможности поставки «Искандеров» в Республику Беларусь косвенно указывает и закупка российских ЗРК «Тор-М2Э», первая партия которых должна поступить в Вооруженные Силы до конца 2011 года. С другой стороны, логичным является и то, что белорусский Генеральный штаб усиливает свой противовоздушный «зонтик» перед тем, как перевооружить ракетные войска и артиллерию новыми ударными комплексами.

Кстати, экспортный вариант «Искандера» имеет урезанные характеристики по сравнению с базовым, поступившим на вооружение российской армии. Однако не надо скидывать со счетов тот вариант, что белорусское руководство сможет договориться с Россией о приобретении полноценного варианта «Искандера» (М или даже К), а не урезанного экспортного варианта. Возражения насчет того, что российский оборонно-промышленный комплекс все еще не может в достаточном количестве производить военную технику даже для удовлетворения собственных потребностей, всерьез принимать нельзя. Кроме того, вся инфраструктура и подготовленный личный состав для новых ракет у белорусов есть. И, что особо немаловажно, присутствует желание у военного руководства, а за политическим решением дело долго стоять не будет. Даже вопрос расчета за приобретаемую технику не столь актуален. Нельзя скидывать со счетов вариант бартера, как это было при приобретении Беларусью у России ЗРК С-300ПС, плата за которые велась колесными тягачами завода МЗКТ, являющимися базой для российских подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М».

Таким образом, поставка «Искандеров» в Беларусь и Калининградскую область представляется делом если не решенным, то вполне решаемым. В полемику по ЕвроПРО это, конечно, не принесет никаких улучшений. Но если Запад так откровенно игнорирует вопросы безопасности России и всячески отметает предложения о даче юридических гарантий о ненаправленности данной системы против ее стратегических ядерных сил, то неудивительно, что Москва идет на ответные шаги. Правда, можно сказать с уверенностью – гонки вооружений не будет. Россия ее просто не потянет. Но отношения со странами Восточной Европы (и так уже натянутые до предела) после таких шагов еще более обострятся.

В данном вопросе выход, конечно же, есть. Евросоюз вполне может «задвинуть» перспективу пусть и гипотетической, но вполне реальной ядерной войны в Старом свете, отказавшись от участия в ЕвроПРО. Но способна ли Европа самостоятельно вести политические игры без США? Последние события показывают – не способна!