https://www.funkybird.ru/policymaker

Успех РПЦ напугал «самостийную» Украину

Раскольники встретили в штыки законопроект о передаче православных святынь в собственность Украинской православной церкви Московского патриархата.

«Караул!» – завопили противники Русской Церкви на Украине. Мало того, что недавно Украинская православная церковь (кто «забыл» – неотъемлемая составная часть РПЦ) решительно пресекла поползновения поборников «самостийности» УПЦ, так еще и самые знаменитые православные храмы, что есть на Украине, эта церковь себе забирает. «А нам что останется?» – вопят и представители раскольнического «Киевского патриархата», и руководство украинских униатов. А хор «самостийных» политиков Украины им усиленно подпевает.

Невдомек, правда, противникам единой Русской православной церкви (шире – исторического единства Украины и России), что храмы эти и так принадлежат фактически прихожанам РПЦ. Ведь как бы ни откалывали с начала 1990-х гг. «самостийщики» всех мастей Украину от России, Украинскую православную церковь от матери – Русской Церкви, прихожане-то УПЦ «голосовали» все эти годы сердцем – как ходили в украинские храмы Московского патриархата, так и продолжают ходить до сих пор. А раскольники, униаты и прочие оказались в явном меньшинстве. Причем в меньшинстве, которое неуклонно сокращается: за последние годы целые приходы того же «Киевского патриархата» вернулись вместе со священниками в лоно Украинской Церкви Московского патриархата.

К тому же все самые известные в стране православные храмы также исстари являются приходами Русской Церкви. Вот только политики «самостийной» Украины до сих пор не удосужились оформить их возврат в собственность Русской Церкви: формально они так и остаются светской государственной собственностью. Хотя, повторим, реально там окормляются исключительно чада Украинской православной церкви Московского патриархата.

И вот депутаты Верховной рады от Партии регионов решили до намеченных на октябрь парламентских выборов передать в собственность УПЦ МП самые известные православные святыни – Киево-Печерскую лавру, Почаевскую лавру и Свято-Богоявленский монастырь в Тернопольской области. В Раду уже внесен законопроект «О возврате объектов культурного наследия религиозных организаций», который предусматривает передачу в течение трех месяцев с момента обретения силы закона этих трех монастырей в собственность УПЦ МП. Как пояснил «Независимой газете» один из авторов законопроекта, депутат Василий Горбаль, «нужно просто наводить порядок, оформить де-юре ту ситуацию, которая существует де-факто. Православная Церковь Московского патриархата и сейчас распоряжается объектами, которые внесены в документ».

Депутат напомнил также, что Совет Европы давно требует от Киева провести реституцию – возврат церковной собственности, но из-за чрезмерной политизации вопроса ни один состав парламента не смог подготовить и утвердить соответствующий законопроект. «Но когда-то нужно с чего-то начинать, – пояснил Горбаль. – Ситуация не может быть вечно неопределенной: это порождает множество ненужных споров, связанных с собственностью, с земельными вопросами». Депутат уточнил, что ко второму чтению документа другие украинские церкви – и «Киевский патриархат», и автокефальная, и греко-католическая – смогут внести свои предложения о передаче им в собственность тех объектов, которыми они де-факто распоряжаются. По мнению Горбаля, это позволит избежать нагнетания атмосферы в обществе.

Однако такое предложение – разделить храмы по их фактической принадлежности – религиозные «меньшинства» страны как раз и не устроило. Глава «Киевского патриархата» «патриарх Филарет» (Денисенко), узнав об инициативе депутатов от партии власти, провел пресс-конференцию, в ходе которой заявил: «Мы хотим, чтобы и Почаевская лавра, и Киево-Печерская лавра остались в собственности государства, всего украинского народа. А когда объединимся и создадим одну Церковь, то тогда все это будет принадлежать одной украинской Церкви и украинскому народу». Денисенко пообещал, что его прихожане будут защищать православные святыни от посягательств Московского патриархата.

В поддержку «Киевского патриархата» выступила украинская политическая оппозиция, сообщает издание. В заявлении партии «Наша Украина» сказано, что действия власти «ставят под угрозу уничтожения культурное наследие Украины». Депутат от Блока Юлии Тимошенко Владимир Яворивский, возглавляющий парламентский комитет по вопросам культуры и духовности, уже зарегистрировал в Верховной раде свой законопроект, запрещающий отчуждать объекты культурного наследия в пользу религиозных организаций. Он предположил, что депутаты от партии власти действовали если не под диктовку, то в угоду Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Еще один представитель этого комитета, известный украинский поэт Павел Мовчан, заявил украинским СМИ: «Такой реверанс в сторону УПЦ МП перед выборами говорит о том, что правящая партия намерена заручиться на выборах поддержкой их прихожан».

Противники Русской православной церкви на Украине, таким образом, объединяются – словно по какой-то невидимой команде. Невольно это признал, кстати, сам глава «Киевского патриархата» Денисенко, заявивший в эфире 5-го украинского телеканала как о якобы имевших место попытках давления со стороны Москвы, так и о поддержке, которую получила возглавляемая им церковь со стороны «патриотических сил» и даже Европы с США. «Действительно были в прошлом году такие попытки под влиянием Московского патриарха и вообще Московской патриархии и Москвы в целом», – сказал лидер раскольников, которого цитирует Интерфакс. Но, по его словам, «на защиту нашей церкви стала не только сама церковь, но и патриотические силы, общественные организации, политические партии не только на Украине, но и Европа стала защищать, и Америка». «И Европа, и Америка встали на защиту прав человека», – заявил Денисенко. Что ж, очень красноречивое признание.

Правда, несмотря на всю помощь «патриотов», Европы и Америки, Украинская православная церковь Московского патриархата в последнее время все более укрепляет свои позиции. Вехой в этом процессе стало прошедшее 26 января в Киево-Печерской лавре заседание Священного синода УПЦ. Оно отменило постановление Священного синода УПЦ от 23 декабря 2011 года о временном (на период болезни блаженнейшего митрополита Владимира) управлении Киевской епархией коллегией из трех викарных епископов во главе с секретарем предстоятеля УПЦ архиепископом Александром (Драбинко). Взамен Синод поручил осуществлять такое управление наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу.

Кроме того, вышеупомянутый архиепископ Александр (Драбинко) был освобожден Синодом от должности настоятеля храма Всех Святых комплекса Свято-Воскресенского кафедрального собора УПЦ в Киеве «в целях усовершенствования административно-финансовой деятельности при строительстве» собора. Данное решение было принято по итогам состоявшейся «аудиторской проверки хода строительных работ и финансирования строительства» собора.

Таким образом, главный центр притяжения всех «самостийных» сил внутри самой УПЦ – архиепископ Александр (Драбинко), который целенаправленно вел Украинскую Церковь курсом на отделение от РПЦ (KM.RU об этом уже рассказывал), был лишен основных рычагов влияния.

Кроме того, на последнем заседании Синода было принято решение о персональном составе комиссии, которая должна заняться разработкой изменений Устава УПЦ. Примечательно, что в нее архиепископ Александр (Драбинко) тоже не вошел. Зато ее возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шухало), известный своими заявлениями в поддержку единства Русской Церкви.

Если же еще принять во внимание, что само заседание Синода в отсутствие заболевшего предстоятеля УПЦ митрополита Владимира вел (на правах старшинства по хиротонии) еще один сторонник единства РПЦ – митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, то тенденция к преодолению Украинской Церковью «самостийных» устремлений становится еще нагляднее. Многие наблюдатели в связи с этим уже заявляют о том, что угроза отделения УПЦ от Русской Церкви, витавшая последние годы над православным миром Украины, фактически миновала.