https://www.funkybird.ru/policymaker

Модернизация РФ: заграница нам поможет?

МИД отчитался о выполнении программы использования внешнеполитических факторов для модернизации страны.

Вряд ли много кто из граждан российских до сей поры догадывался, что заграница нам не то что в основе своей не враг, но едва ли вовсе не кормилица. Пусть звучит утрированно, но если углубиться в суть одного любопытного документа, рожденного в недрах Правительства РФ, то выйдет, что от истины это как будто совсем недалеко. Речь об отчете с интригующим наименованием: «О ходе выполнения программы эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития РФ».

Да, если кто запамятовал, еще осенью 2010 года, когда среди либерального сообщества было модно верить в грядущую модернизацию политики и общества, президент РФ Дмитрий Медведев подписал многостраничный убористый документ, предписывающий рецептурно всю мощь внешней политики направить на модернизацию страны. Надобно сразу оговориться, что аналогии с императором Петром тут уместны менее всего — петровское и медведевское понимание развития страны отличается столь же разительно, сколь и взгляд на реформы 90-х у ультралибералов и современных государственников. Но было сказано — будет сделано.

Правительство, как оказалось, с того момента время зря не теряло и даже может похвалиться достижениями. И не просто похвалиться, но и претендовать на то, чтобы сам президент снял свой особый контроль с реализации этой программы. О последнем в отчете было сказано особо: «Многогранная работа по сопряжению внешнеполитической деятельности со стоящими перед страной модернизационными задачами приобрела прочный императивный характер и будет продолжена на системной и постоянной основе». А раз так, то Дмитрий Анатольевич может спать спокойно, все, что называется, «на мази».

А что именно «на мази» — в документе также указывается. За период с сентября 2010-го (когда был дан старт) и до конца 2011-го в рамках исполнения программы, прежде всего, обозначилась сама модернизация — отметили авторы доклада. Взаимодействие с ведущими мировыми экономиками было углублено (а быть может, даже и «углУблено», как сказал бы незабвенный Михаил Сергеевич), расширена география и номенклатура экспорта российских производителей, а также обозначилась и какая-никакая диверсификация.

Разумеется, приличия ради, авторы отчета указали Кремлю и на промахи — усыплять бдительность, так усыплять, еще чего доброго не поверят ведь, если на смех не поднимут. Думали, как себя раскритиковать, видать, недолго, не было бы счастья, да несчастье помогло — известные события в Северной Африке и на Ближнем Востоке «понизили экономическую активность» в данных регионах — тут уж не обессудьте, делали что могли. На этом пункте перечисление «упущений» заканчивается. То есть, резюмируя, за исключением отдельных нюансов, все хорошо, прекрасный наш гарант.

История еще рассудит, какова ценность данного отчета, хотя уже сейчас можно с немалой долей уверенности предположить, что аналитическая ценность этого документа не слишком велика. Благо, в Кремле умеют пользоваться и иными источниками, которые показывают вполне определенно реальную картину — менее красочную, пусть и не апокалипсическую. Вряд ли и уходящий и, видимо, приходящий президенты не отдают себе отчета, что использование внешнеполитической конъюнктуры хорошо, когда есть, что этому внешнему миру сказать, и когда есть, что ему заявить и что предложить такого, от чего отказаться сложно. Наша же элита (не вся, но значительная ее часть) вступлению России в ВТО радовалась беспечной детской радостью — вот, мол, решится та-то и та-то проблема. Да и много ли в нашем случае тот же МИД может сделать для того, чтобы внешняя политика работала на модернизацию эффективнее? Мировой бизнес циничен и не верит словам, но судит по делам.

А снять с контроля выполнение этой, отметим, довольно странной президентской программы, быть может, и правда стоило. Ведь иначе после 4 марта сего года «самому перспективному кандидату» (в случае избрания) надо будет что-то со всем этим делать уже лично.

А так ли оно ему надо?

О значении внешнеполитической деятельности для развития внутренней экономики страны в беседе с обозревателем KM.RU рассказал известный экономист, директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук Руслан Гринберг:

— На самом деле, это очень важный момент. Последние 30-40 лет в обиходе специалистов существует даже такое понятие, как экономизация внешней политики. Внешняя политика вообще в основе своей направлена на продвижение национальных экономических интересов, в общем-то, во всех практически странах этому уделяется особое внимание, хотя у нас с экономизацией внешнеполитической деятельности все обстоит, насколько мне известно, весьма слабо. Мы просто недостаточно представлены на международной арене. Да, принимаем участие в международных форумах, ярмарках, участвуем в каких-то переговорах, но этого мало, мы пока что сильно по этим пунктам уступаем западным странам.

— Как бы в этом свете не переиграть самих себя? Увлечение зависимостью внутренней экономики от внешнеполитической конъюнктуры чревато ведь и тем, что и их проблемы становятся нашими…

— Это наш постоянный страх… Разные подходы к регулированию влияния внешней конъюнктуры на внутреннюю экономику имеют право на существование. Моя позиция, что существующие вокруг перспективы чрезмерного и негативного влияния внешней конъюнктуры на внутреннюю среду все же преувеличены. То же членство России в ВТО можно рассматривать по-разному, но при этом очевидно, что наше участие в этой организации как минимум не позволит зарубежным странам, Западу столь беспардонно ограничивать импорт наших товаров. Если они, конечно, есть — это очень важная оговорка. Короче говоря, внешнеполитический фактор важен для продвижения русского бизнеса за рубежом, но надо еще и иметь, что продвигать.

— Снова всплывает на поверхность тема инвестиционного климата, без которого, как ни крути, все внешнеполитические усилия не много будут стоить. Какие перспективы в этом направлении Вы видите?

— Инвестиционный климат — это такая вещь, на которую нет единого взгляда. Иностранцы, которые здесь работают и получают прибыль, видимо, как-то для себя эту проблему решить смогли, их устраивает. Но тут все весьма субъективно. Но вообще-то инвестклимат у нас, сказать откровенно, не очень хороший — прежде всего в том смысле, что госчиновники, как спруты, схватили своими щупальцами малый и средний бизнес. Однако если российская власть разрешает (а то и сама предлагает!) какому-то иностранному инвестору войти на наш рынок, то уж она позаботится о том, чтобы ему было комфортно…