https://www.funkybird.ru/policymaker

Как и чем закончилась «оранжевая революция» для Украины?

Как и чем закончилась «оранжевая революция» для ее героев и Украины в целом?

Майдан забурлил 22 ноября 2004 года — на следующий день после второго тура президентских выборов, когда стало понятно, что официальные результаты существенно отличаются от данных экзитполов. ЦИК Украины отдал победу премьеру Виктору Януковичу. Другие же были уверены: победил Виктор Ющенко. Спустя месяц и четыре дня провели повторное голосование. На этот раз «оранжевые» во главе с Ющенко и Юлией Тимошенко отпраздновали свою революционную победу. Сейчас уже вполне можно подвести итоги «оранжевой революции».

Виктор Ющенко, экс-президент

За пять лет своего президентства Виктор Ющенко несколько раз был близок к импичменту. После парламентских выборов 2006 года, по итогам которых премьер-министром стал Виктор Янукович, и до окончания своего президентского срока полномочия Ющенко как лидера страны были сильно ограничены. Ему приходилось делить их то с Януковичем, то со сменившей его Юлией Тимошенко, в то время уже нелояльной президенту. К концу 2008 года рейтинг Ющенко упал до мизерных 3,3 процента. В результате в первом туре выборов 2010 года он занял лишь пятое место с результатом 5,45 процента.

После поражения экс-президент продолжил заниматься политикой, хотя и признался, что она теперь вызывает у него исключительно отрицательные эмоции. С поста руководителя партии «Наша Украина» он перешел на пост почетного председателя. Нынешние лидеры украинской оппозиции считают Ющенко предателем.
За 8 лет после «оранжевой революции» Украина превратилась в государство с огромными долгами и проблемами

Юлия Тимошенко, экс-премьер-министр

Главную героиню «оранжевой революции» Юлию Тимошенко арестовали 5 августа 2011 года за «препятствование допросу свидетелей». В октябре того же года она была признана виновной в превышении полномочий премьер-министра во время переговоров о газовых соглашениях с Россией. Суд приговорил Тимошенко к семи годам лишения свободы и лишил права занимать определенные государственные должности в течение трех лет после освобождения. МИД России, комментируя приговор, заявил, что суд «проигнорировал убедительные свидетельства» того, что газовые договоренности между Россией и Украиной «были оформлены в строгом соответствии с законодательством» двух стран и нормами международного права. Сама Тимошенко считает приговор политически мотивированным. Апелляция экс-премьера не была удовлетворена.

Юрий Луценко, экс-глава МВД Украины

27 февраля 2012 года Печерский районный суд Киева приговорил Юрия Луценко к четырем годам лишения свободы. Экс-министр был арестован в конце 2010 года. Генпрокуратура Украины обвиняет Луценко в расхищении государственного имущества и превышении полномочий, в частности, незаконном оформлении на работу в МВД своего личного водителя и в нарушениях, связанных с предоставлением ему квартиры и начислением пенсии.

«Гринджолы», рэп-группа

Песня «Разом нас багато» группы «Гринджолы» долго занимала первые места в украинских чартах 2005 года. Она стала гимном «оранжевой революции». На волне успеха дуэт отправили выступать с англоязычным аналогом хита на «Евровидение», однако он занял там лишь 19-е место из 24. В следующем году «Гринджолы» записали альбом «Хай буде так», чуть позже выпустили его и в России, а потом распались. Оба участники занимаются продюсерской деятельностью, но пока без громких успехов.

Баба Параска, активистка

Одна из самых харизматичных участников революции баба Параска в 2005-2006 годах неоднократно пыталась помирить Ющенко и Тимошенко, но безуспешно. После подписания «Универсала Ющенко-Янукович» она рыдала и хотела покончить с собой.

Но в 2008 году баба Параска простила Ющенко за возвращение на премьерский пост Тимошенко. Революционерка умерла в ноябре 2010 года. Во время «Налогового Майдана-2010» в ее память на площади выложили огромный крест из поминальных свечей.

После «оранжевой революции» Украина в почти ежедневном режиме наблюдала за кулачными боями в стенах Рады. Столь нужные стране законы не принимались. Бывшие союзники Тимошенко и Ющенко чем дальше, тем все явственнее становились главными врагами. О реальных реформах, ради которых и затевалась «оранжевая» революция, быстро забыли. Украина набрала огромных долгов. Ну а политологи всерьез заговорили о расколе страны на два отдельных государства: Восточная и Западная Украины. В итоге некогда вполне конкурентоспособное государство сейчас переживает тяжелые экономические проблемы, которые не решить «европодачками». А Европе в условиях глубочайшего кризиса евро явно не до украинских бед.

3,3 процента — таков был рейтинг Виктора Ющенко через четыре года после «оранжевой революции»

Миллион в день
Эксперты подсчитали, сколько стоила революция

В соответствии с данными социологического опроса, проведенного украинским институтом Горшенина, только 21 процент украинцев положительно относится к событиям конца 2004 года. Негативно об «оранжевой революции» высказался 51 процент опрошенных.

Вопрос, сколько людей было на Майдане во время «оранжевой революции», до сих пор вызывает жаркие споры. В момент событий противоборствующие стороны давали статистику, отличающуюся на порядки: МВД говорило о считанных тысячах (от 5 до 12), организаторы — о сотнях тысяч (вплоть до миллиона). Однако, учитывая, что площадь Майдана с прилегающими дорогами и улицами — не более 12 тысяч квадратных метров и в среднем плотность группы составляла 5-6 человек на метр, достоверной представляется цифра 60-70 тысяч человек. Акция продолжалась 34 дня. «Активная фаза» — две недели.

Не менее сложно оценить качественный состав участников «оранжевой революции»: подробных исследований во время тех событий никто не вел. Постфактум украинские социологи констатировали, что больше половины собравшихся составляли киевляне в возрасте от 17 до 35 лет: студенты, бизнесмены, офисные работники. Не менее 20 процентов «массовки» — приезжие из западных и центральных регионов.

Финансовая составляющая Майдана — примерно 1 миллион долларов в день. Такая сумма, по оценкам непосредственных организаторов, тратилась на аренду концертной площадки, «культурную программу», питание и проживание приезжих манифестантов, оплату «массовки» и прочие расходы. Как полагают аналитики из Международного института демократий, один «человеко-день» подобной протестной акции стоил 40-60 долларов.

Лидеры не сдержали слово
«Вожди» не строили новую Украину, а лишь ругались друг с другом

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

— Если грубо обобщать, то, конечно, революция проиграла. Этот вывод очевиден и лежит на поверхности. Ее лидеры рассорились между собой, продемонстрировали свою неспособность договариваться ради общего дела, показали административную немощь, отсутствие каких-либо потенций для управления крупной европейской страной, наконец — ярко продемонстрировали, что им присущи все недостатки, которыми они пеняли своим оппонентам. Попросту Ющенко и Тимошенко не выполнили ничего из того, что обещали на Майдане. На их фоне Леонид Кучма, которого они тогда объявляли врагом всего прогрессивного, сегодня видится значительной части общества образцом государственного деятеля. Проблема была только в том, что ожидания общества, в том числе и ожидания потребительские, опережали экономический рост и возможности государства на тот момент. Но это только один из глобальных факторов, приведших к революции.

Конечно же, «оранжевая революция» была результатом применения неких политических технологий и возникла не спонтанно. Говорить, что на Майдан люди вышли за деньги, я бы не решился. Многие, очень многие из «массовки» пришли, повинуясь внутреннему зову. Хотя, конечно же, к тому моменту организацией управляемого народного протеста уже занимались опытные пиарщики, работавшие не только за идею.

Ну а через пять лет государство Украина вернулась фактически туда же, откуда вышло. Но, уже в условиях кризиса, потеряв несколько важных лет, которые можно было потратить с гораздо большей пользой.

Разделили и властвовали
Иностранцы в Киеве преследовали свои цели

Жак Сапир, профессор Парижской высшей школы социальных наук:

— Очевидно, что иностранные силы внесли вклад в дестабилизацию Украины, преследуя свои цели. Оказавшись на верху власти, «оранжевые революционеры», и как они заявляли, «демократы до мозга костей», на самом деле способствовали расцвету националистических, а порой даже ультранационалистических настроений. Замечу, это не только специфика Украины. Такой феномен встречался и в ряде других стран, которых коснулось «цветное» дыхание.

Еще одна особенность оранжевых революций, в том числе и украинской, заключается в том, что в стане ее руководителей довольно скоро возникают разброд и шатания, а затем и раскол. На Украине это привело к плачевным результатам, когда разные ветви власти не могли договориться между собой, а неотложные задачи, в частности в области экономики, не решались.

Хочу подчеркнуть, что некоторые из задач в принципе не могли быть решены. Когда Ющенко стал президентом, он, к примеру, обещал, и это было главным пунктом программы, что Украина быстро войдет в Евросоюз. Но это, мягко говоря, не соответствовало действительности. Европа не собиралась открывать свои объятия для Киева. Когда же до лидеров «оранжевой революции» в конце концов это дошло, то исчез основной спасительный ориентир, и страна вообще осталась практически без руля и ветрил.

Результат правления «оранжевых» — катастрофический. С экономической точки зрения Украина из-за них потеряла пять лет. Резко вырос дефицит госбюджета и долг, не произошло диверсификации промышленности, наступила стагнация. Та революция привела к власти людей, которые были не в состоянии ставить жизненные цели и стремиться к ним. Их больше заботили личные дела, чем положение страны. Я убежден, что лучший ответ «цветным революциям» — это уважение демократических правил. Если выборы проходят честно, то и поводов для майданов нет.

Плохие воспоминания
Сегодня участники митингов на Майдане не стесняются в выражениях, говоря о своих кумирах образца 2004 года

Руслан Фесенко, хозяин охранной фирмы:

— Мы с коллегами тогда пытались как-то противостоять революции. Но силы были явно не равны. В итоге оказались в роли пассивных наблюдателей, просто следили за порядком. Впрочем, нужно отдать «оранжевым» должное: на Майдане они все организовали грамотно. Силой там сложно было бы что-то решить. Но зато уже через несколько месяцев я в разговорах с бывшими сторонниками Ющенко, особенно русскоязычными, получил полное моральное удовлетворение: сегодня мои знакомые, в том числе националисты, разве что не плюются, вспоминая Ющенко.

Артем Корольков, автомеханик:

— Ничего «оранжевая революция» в моей жизни не изменила! Нынешние власти от «оранжевых» тоже мало чем отличаются. Я никому сейчас не верю — ни власти, ни оппозиции. Их для меня вообще нет. Сейчас на Майдан вышел бы против их всех.

Петр Михайленко, член Коалиции участников «оранжевой революции», историк:

— Мне стыдно, что я тогда был на Майдане. Тем не менее, даже сейчас я выхожу на площадь в годовщину начала революции. Ну, во-первых, это была юность и все, что с нею связано. Романтика, чувство единения с нацией. Я не хочу отказываться от тех воспоминаний. Но знай тогда, как все обернется, что Янукович через несколько лет станет президентом, я бы всерьез задумался. Но, наверное, все равно пришел бы. Гражданская позиция такая — протестовать против несправедливости. Что же касается тогдашних вождей, то да, за очень редкими исключениями они сегодня для меня не существуют.