https://www.funkybird.ru/policymaker

Удальцов: мы хотим реальной реформы, а не ее имитации

Пакет законопроектов по реформе политической системы, о котором так долго говорил Дмитрий Медведев, наконец, приняты Госдумой в первом чтении. Речь идет о трех президентских инициативах: об упрощении регистрации политических партий, о прямых выборах губернаторов, об отмене сбора подписей для участия партий в выборах.

На первое чтение были приглашены и представители незарегистрированных партий (действующее законодательство разрешает приглашать их на одно заседание Госдумы в год). Впрочем, хозяева Думы – партия «Единая Россия» – сразу дала понять гостям, что они чужие на парламентском празднике жизни.

Видный единоросс, секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов вполне иезуитски посоветовал несистемщикам, которые толпились на балконе зала заседаний, воспользоваться случаем и присмотреть себе места в партере.

«Я обращаюсь сегодня к тем, кто будет наблюдать за заседанием с балкона. Если вы уверены, что граждане страны в будущем вас поддержат — у вас есть сегодня возможность присмотреть места в зале. Советую обратить внимание на правый и левый фланг, потому что центр занят и будет обеспечивать будущее страны и будущее наших граждан, и будет занят еще долго», — уверенно пообещал господин Неверов.

Первое чтение подтвердило догадку, что президентские законопроекты – дело хорошее, но дьявол будет скрыт в деталях. Детали эти, скорее всего, обильно проявятся ко второму чтению.

Отвечая на вопрос о том, смогут ли представители несистемной оппозиции в будущем принимать участие в пленарных заседаниях Госдумы в качестве представителей новых зарегистрированных партий, другой видный единоросс, вице-спикер Госдумы, лидер фракции «Единой России» Андрей Воробьев отметил, что «закон позволяет в 2012 году зарегистрировать политическую партию и с 2012 года в полной мере принимать участие в муниципальных и региональных выборах, выборах губернаторов». Получается, сразу к серьезным выборам новые партии не допустят. «У нас на фракции обсуждалась идея поэтапного взросления партии, чтобы они начинали свою деятельность с муниципальных выборов, затем переходили на региональные и участвовали в федеральных выборах. Это тема дискуссионная перед вторым чтением», — сказал господин Воробьев.

Впрочем, он пообещал, что представители несистемной оппозиции смогут участвовать в подготовке поправок ко второму чтению законопроектов в рамках рабочей группы во главе с первым замглавы администрации президента Вячеславом Володиным. «Кроме того, после первого чтения будут запланированы и проведены ряд парламентских слушаний, а также мероприятия в рамках «Открытой трибуны», где коллеги также могут сделать свои поправки», — сказал Воробьев.

Однако непосредственно на первом чтении слово несистемной оппозиции не дали.

Что в итоге будет с президентской политической реформой, рассуждает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

«СП»: – Евгений Николаевич, чего хотят единороссы?

– Думаю, ко второму чтению пакет законопроектов единороссы постараются хорошенько выхолостить. Правда, проблема в том, что тем больше выхолащиваешь, тем сильнее протестные настроения. Одно дело, когда игрушку не давали, а другое – пообещали и отобрали. Думаю, это очень рискованная игра.

«СП»: – Можно ли предположить по первому чтению, какой окончательный вид примут законопроекты?

– Нет, здесь все зависит от акций протеста. Чем более массовыми они будут, тем меньше изуродуют законы.

«СП»: – Нам обещали, что пакет примут до выборов 4 марта. Теперь, получается, не примут?

– Это физически невозможно – провести три чтения в такие сжатые сроки.

«СП»: – Степень изуродованности законопроектов будет зависеть от результатов президентских выборов?

– От результатов – нет. Гораздо важнее, сколько людей выйдут на улицы.

«СП»: – Сегодня Госдума в первом чтении приняла законопроект о практически заявительном характере регистрации новых партий. Несистемная оппозиция, как известно, этот пункт не поддерживала. Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов говорил, что нужно поставить барьер в 10 тысяч подписей – иначе партий будет слишком много. Кто в этой ситуации прав?

– В мире есть страны с очень либеральным законодательством в части регистрации партий. Например, США и Франция. Это приводит к стремительной маргинализации всех партий, кроме основных, которые имеют устойчивую электоральную базу. Во Франции дошло до того, что там порядка 300 партий – так называемых микропартий. Французы через них решают, в том числе, задачу дополнительного финансирования политических кампаний, поскольку у них есть ограничения на количество денег, которые партия может потратить. В Штатах тоже партий куча, но реально есть только две.

С этой точки зрения, оценивая происходящее в Госдуме, я вынужден согласиться с Удальцовым. Логично было бы поставить барьер хотя бы 5 тысяч. Но, думаю, планку в 500 голосов оставят именно потому, чтобы разодрать на кусочки оппозиционный спектр.

«СП»: – А как вам идея поэтапного допуска новых партий в политику: сначала участие в муниципальных выборах, потом в региональных, в выборах губернатора, в федеральных?

– Эта идея приведет к тому, что никто из спонсоров не будет особо вкладываться в партии. Зачем спонсорам приходить в структуру, через которую он может участвовать только в муниципальных выборах? Весь смысл партии заключается в том, что она национальная и может быть представлена на всех уровнях власти.

На самом деле, здесь Воробьев полемизирует с Путиным. Путин говорит, что нам не нужны партии региональные или национальные. А инициатива Воробьева приведет к тому, что будет создаваться большое количество именно региональных партий.

«СП»: – Каковы все же шансы, что в следующей Госдуме мы увидим новые партии?

– Если все пойдет по оптимистическому сценарию – если будут досрочные выборы в Госдуму через два-три года (которые, я считаю, необходимы стране) – в новом парламенте может быть представлено пять-шесть партий. Правда, для этого выборы должны пройти по нормальным правилам, а не по тем, что в ходу сейчас…

Другое мнение

Сергей Удальцов, координатор «Левого фронта»:

– На мой взгляд, пакет законопроектов по политической реформе, который принят сегодня в первом чтении, носит половинчатый характер, и во многом являет собой имитацию настоящей реформы.

Пакет явился следствием протестных выступлений граждан в декабре и в последующие месяцы. Что бы власти ни говорили, что давно планировали эту реформу, я совершенно убежден, что это делалось наспех, как раз по итогам протестных акций. Еще год назад тот же Медведев заявлял, что выборы губернаторов у нас вернуться очень нескоро.

На мой взгляд, реформа Медведева лукавая. Ее цель – создать видимость, что власть услышала граждан. Для этого нас, представителей несистемной оппозиции, пригласили участвовать в рабочей группе, прошли переговоры с президентом.

Мы понимаем, что реформа – во многом уловка. Но, я считаю, нам нужно участвовать в рабочей группе, нужно вносить свои поправки – хотя бы для того, чтобы общественность понимала, чего мы хотим. Нас часто обвиняют в неконструктивном подходе, в том, что нам нечего предложить, что, кроме лозунгов на митинге, у нас ничего нет.

С этой точки зрения, наше участие в рабочей группе совершенно оправдано. В то же время, я не оставляю надежд, что нам удастся скорректировать законопроекты – внести поправки через рабочую группу, добиться поддержки парламентских партий, хотя бы оппозиционных.

Поправки, которые мы считаем необходимыми, – это снятие запрета на создание избирательных блоков. Об этом говорили и представители КПРФ, и представители «Справедливой России». Шансы здесь есть. Другие поправки – заменить разумным барьером уведомительный характер регистрации партий, ограничить возможности для снятия кандидата с регистрации, ликвидировать «президентский фильтр» на выборах губернаторов. Плюс, внедрить смешанную систему на выборах в Госдуму, когда половина депутатов будет избираться по одномандатным округам, а половина – по партийным спискам.

Рассчитывать на успех пока сложно. Но если мы хотя бы немного улучшим законопроекты, сделаем эту реформу более полноценной, – это будет полезно для всего общества.

Если же власти останутся глухи, если партия власти проигнорирует наши предложения, если еще и парламентская оппозиция окажется с ними заодно, – для нас окончательно проясниться картина. И ничего не останется, как сделать упор на усиление уличной мобилизации: мы хотим реальной реформы, а не ее имитации…

В чем суть законопроектов, принятых в первом чтении

1. Законопроект об освобождении партий от сбора подписей избирателей при проведении любых выборов, за исключением выборов президента РФ.

Устанавливается, что непарламентские партии должны собрать 100 тысяч подписей в поддержку своего кандидата в президенты (в настоящее время — 2 миллиона подписей). При этом в одном регионе должно быть собрано не менее 2,5 тысячи подписей. Также сокращено количество подписей для самовыдвиженцев на пост президента РФ — с 2 миллионов до 300 тысяч, устанавливается, что в одном субъекте РФ может быть собрано не более 7,5 тысячи подписей (в настоящее время — 50 тысяч). Сокращено также с 2% до 0,5% число подписей избирателей, которые необходимо собрать для регистрации одномандатных кандидатов на региональных и местных выборах.

В настоящее время от сбора подписей освобождены только парламентские партии.

2. Законопроект о выборах губернаторов.

Предлагается заменить нынешний порядок — фактически назначения глав регионов — их прямым избранием. В соответствии с законопроектом, высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Своего кандидата на пост главы региона может выдвинуть партия; предусмотрено и самовыдвижение.

В законопроекте содержится положение о так называемом «президентском фильтре» — партии будут выдвигать своих кандидатов после консультаций с президентом РФ, который и определяет порядок проведения таких консультаций; собирать подписи избирателей не требуется. Самовыдвиженцы подписи должны собирать; сколько — определяется законом субъекта РФ.