https://www.funkybird.ru/policymaker

Президент Латвии поет дифирамбы воинам Третьего рейха

По его мнению, латышские легионеры СС являются вовсе не преступниками, а борцами за свободу.

В канун празднования очередного «Дня коричневого реванша», который в Прибалтике называется Днем легионера СС, латышские власти продолжают заниматься публичной апологетикой тех, кто был осужден Нюрнбергским трибуналом за преступления против человечности. На этот раз традиционное шествие латышских легионеров Ваффен СС предваряет «информационный парад», которым «командует» лично президент Латышской Республики Андрис Берзиньш. Русофобия для этого государственного деятеля, видимо, является высшей добродетелью и ценностью, которая искупает все прочие, даже самые человеконенавистнические прегрешения нацистских приспешников.

В интервью Национальному каналу президент Латвии решил «замолвить словцо» о «бедном фашиствующем легионере». Он убежден, что «они (солдаты) попали в немецкий легион путем принуждения. Они воевали с целью защитить Латвию. Латыши в этом легионе не являются преступниками». Несмотря на то, что посыл, содержащийся в первом предложении, по сути, дезавуирует дальнейшие рассуждения об «идейных» (т. е. не по принуждению) бойцах за свободу своей Родины, данная нестыковка г-на Берзиньша, судя по всему, не слишком смущает.

Более того, как считает латвийский президент, попытки предъявлять обвинения легионерам СС являются не иначе как безумием. «В этом году исполнится 50 лет с того момента, когда появился день их памяти. В Латвии осталось менее 500 человек, связанных с этой датой. Их средний возраст – 90 лет», – в стиле логики абсурда добавляет Берзиньш, потому что непонятно, каким образом преклонный возраст легионеров-карателей освобождает их от ответственности (хотя бы моральной) за содеянное.

Очередной громкий панегирик в адрес состарившихся фашистских молодчиков обязан своим появлением общественной кампании, инициаторы которой призывают запретить шествие легионеров СС в Риге 16 марта. Одним из активистов и идейных вдохновителей этой кампании является британский философ и историк Моника Лоувенберг из Сассекса. Она запустила сбор подписей сразу на двух интернет-платформах. С 21 января с. г. жители всех стран мира могут выразить свой протест против чествования легионеров СС и пересмотра истории в Латвии на сайте онлайн-петиций petitions24.com.

Очередное скандальное высказывание высокопоставленного прибалтийского ревизиониста в интервью KM.RU прокомментировал руководитель Отдела Прибалтики Института стран СНГ Михаил Александров:

– Я даже не думал, что президент мог опуститься до такой примитивной лжи. В конце концов, г-н Берзиньш работал в руководящих органах советской Латвии, занимал высокие посты, изучал историю Латвии по первоисточникам… Тезис о том, что латыши по принуждению попадали в Латышский легион СС, не выдерживает критики. Его костяк составили т. н. «полицейские батальоны». Их участники, в частности, занимались карательными операциями на территории Белоруссии, а также Псковской и Новгородской областей России.

Недавно в Москве, в Музее современной российской истории, прошла выставка «Угнанное детство», организованная фондом «Историческая память». Кстати говоря, ее посетил новый посол США Майкл Макфол. И он тоже был впечатлен этой экспозицией, которая показывает, как латыши из этого легиона участвовали в захвате и депортации в Латвию маленьких детей из сожженных деревень. Их использовали как доноров крови для раненых немецких военнослужащих, а также на всякого рода принудительных работах в качестве батраков в семьях латышей-фермеров. Очень многие погибли, а те, кто остались, сегодня делятся своими воспоминаниями.

Таким образом, костяк Латышского легиона СС был составлен из людей, участвовавших в военных преступлениях. Согласитесь, депортация детей в концлагерь – это преступление. Или сжигание деревень на территории Белоруссии или России… Эти люди также выполняли функцию охранников концлагерей на территории Латвии, участвовали в издевательствах над заключенными и расстрелах, в т. ч. евреев, поляков, советских военнопленных и местных красных латышей-подпольщиков. Латышские эсэсовцы являются военными преступниками не только с точки зрения международного военного права, но даже с точки зрения самих латышей, поскольку они расстреливали своих соотечественников.

В Латышский легион СС было несколько наборов, причем первые два были добровольными. Можно было пойти на общественные работы – строить укрепления, перевозить грузы. Те же, кто не хотел этим заниматься, могли пойти в Латышский легион, где выдавали форму и хороший паек. Вот почему многие латыши начали добровольно записываться в эти формирования, чтобы получать определенные блага. Ничего себе «принуждение»! Те, кто не хотел воевать за гитлеровскую Германию, могли бы пойти на общественные работы. Хотя позже, во второй половине 1944 года, началась принудительная мобилизация. Однако основной костяк был сформирован из добровольцев и настоящих военных преступников.

В общем, тезисы президента Латвии совершенно не выдерживают критики. Не случайно Нюрнбергский трибунал постановил, что нельзя различать подразделения СС по степени вины, поскольку эта организация является преступной в целом. И очень сложно определить, участвовало ли данное подразделение в военных преступлениях или нет. То, что конкретный участник СС не является преступником, можно доказать только в индивидуальном порядке. Причем, что характерно для Латвии, они не хотят ничего расследовать и изучать. Дескать, это – «борцы за свободу», и точка.

Еще один важный момент состоит в том, что легионеры СС приносили клятву верности фашистской Германии и Гитлеру лично. Т. е. они воевали не за Латвию, а за нацистскую Германию. Причем хотел бы напомнить, что деятели Третьего рейха вообще не собирались предоставлять Латвии собственной государственности, в отличие от СССР, который создал в Латвии государство (Латвийскую ССР), пусть и с ограниченным суверенитетом. Однако Гитлер не собирался предоставлять латышам даже ограниченной автономии. Это был рядовой район рейха. Таким образом, латышские легионеры СС, давая клятву Гитлеру, по сути клялись в том, что их Родина не будет иметь государственности. Получается, что эти люди боролись против того, чтобы Латвия имела государственность.