https://www.funkybird.ru/policymaker

Ученые составили портрет типичного «бандерлога»

Журнал «Антропологический форум» опубликовал доклады российских ученых, которые попытались составить портрет участника протестных мероприятий. Результатом этой работы стала подборка документов под общим названием «Протестные митинги в декабре 2011 г.: опыт оперативного исследования. Массовые митинги в Москве глазами антропологов, фольклористов, социологов». Будет ли проведено подобное исследование в отношении последних провластных митингов, пока не известно.

«Часто можно услышать сравнение декабрьских событий с «цветными революциями», возникло даже название «снежная революция», – пишет в предисловии к подборке один из авторов Дмитрий Громов. – Вряд ли это сравнение правомерно, потому что в России отсутствует один из ключевых факторов «цветных революций» – наличие альтернативной ветви власти, которая могла бы сменить потерявшее доверие правительство. Поэтому возникает ситуация прямого противостояния народа (по крайней мере, его достаточно большой части) и власти (президента, премьер-министра, партии «Единая Россия»). Если о генетическом родстве декабрьских событий 2011 г. с «цветными революциями» приходится говорить с большой осторожностью, то связь с традициями ненасильственного сопротивления очевидна. Мирный политический акционизм, как правило, зрелищен, продуцирует многочисленные социальные формы и художественные объекты, а потому крайне интересен для исследования».

Так что же обнаружили исследователи? Согласно докладу социологов Анны Соколовой, Марии Головиной и Елизаветы Семирхановой «Бандерлоги» на проспекте Сахарова: социологический портрет», 70% участников митинга 24 декабря мужчины и 30% – женщины. Причем, вопреки утвердившемуся мнению о том, что митингует в основном молодежь, оказалось, что мужчин в возрасте до 30 лет было всего 20% (от общего числа пришедших), от 30 до 50 лет – 30%, старше 50 – снова 20%. Женщин во всех возрастных категориях было примерно одинаково – по 10%.

Согласно опросам, проведенным во время митинга на проспекте Сахарова, 88% его участников имеют высшее образование. Это значительно превышает средний уровень по Москве и области. Согласно предварительным результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., высшим образованием могут похвастаться всего лишь 50% москвичей, охваченных переписью, а в Московской области этот показатель составляет 36,2%.

Успешными в финансовом плане себя считают 75% участников митинга, недовольны своим доходом, соответственно, 25%. Для сравнения: в целом своими доходами недовольны две трети москвичей и три четверти жителей Подмосковья.

Почти половина пришедших на проспект Сахарова заняты в коммерческой сфере, 10% – представители творческих профессий, 13,8% – бюджетники и 14,3% – студенты. Более половины участников митинга (52,3%) охарактеризовали свои взгляды как либеральные, симпатизируют коммунистам 13,9%, четверть опрошенных вообще не имеют никаких политических предпочтений. Две трети участников (67,1%) до декабрьских митингов никогда не участвовали ни в каких общественных инициативах. Чуть больше 1% участвовали в акциях «Синих ведерок», 6% принимали участие в защите Химкинского леса, 10% были волонтерами, в том числе по защите бездомных животных.

Социологи Дарья Радченко, Ирина Ксенофонтова и Дина Писаревская сделали подробный анализ социального протеста в Интернете. В частности, научному анализу подверглось такое активизировавшееся в декабре явление, как политические спам-атаки. «Техника спам-атаки, которая, как правило, используется для реализации коммерческих целей, приобрела политическую окраску, – говорится в докладе. – Однако предполагаемая цель – затруднение рекрутирования участников митингов – едва ли была достигнута. Скорее, имел место обратный эффект: ограничение свободы слова в Сети стало, с одной стороны, поводом для усиления недовольства, а с другой – подтверждением мнения участников соответствующих сообществ о том, что власть замечает сетевую активность и готова принимать усилия для ее подавления. Следовательно, эта активность имеет смысл».

Социологи анализируют также формы виртуального протеста и «послевыборный» юмор (имеются в виду выборы в Госдуму). Большая часть оппозиционного юмора, по данным исследователей, распространяется через Twitter (56%), далее следуют ВКонтакте (30%) и LiveJournal (12%). «Facebook, где анекдоты также активно циркулируют, практически не поддается индексации», – констатируют исследователи.

Еще дальше в исследовании декабрьского юмора пошла известный российский филолог Александра Архипова, написавшая доклад, посвященный фольклору «снежной революции». По мнению Архиповой, вполне можно говорить о том, что в декабре в стране возник «новый политический фольклор». Филолог проанализировала анекдоты, посвященные премьеру и выборам и имевшие хождение в Интернете в период с декабря 2011 г. по январь 2012 года.

Оказалось, что 75% анекдотов имеют абсолютно новый сюжет, 18% – это переделанные постсоветские анекдоты, и оставшиеся 7% – старые советские анекдоты, измененные под нынешние реалии. Как же рождаются анекдоты? Александра Архипова приводит такой пример. Одна из газет опубликовала случай из жизни, который тут же появился на сайте Анекдот.ру уже в качестве анекдота: «На вопрос директору психбольницы, почему среди больных 100%-е голосование за «Единую Россию», она ответила: «Не 100%! У нас один голос – за Николая II, а один – за Николая I!».