https://www.funkybird.ru/policymaker

Почему правительство РФ нарушило Конституцию?

Причиной могло стать желание скрыть информацию о плохой экономической ситуации

Согласно поправке в Конституцию, принятой в 2008 году (ст. 114, п.1а), «правительство РФ… представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой». Состоялись два отчета (за 2009 и 2010 гг.), а за 2011 год отчета не было и уже не будет, поскольку после президентских выборов новый премьер и правительство неправомочны отвечать за деятельность, не являющуюся для них «своей».

Почему Путин как кандидат в президенты отказался от возможности с трибуны парламента представить оппозиции, соседям по СНГ и мировой общественности экономические достижения страны, тем более приступая к созданию единого экономического пространства и Евразийского союза, где России прописывается роль объединяющего лидера? Ведь двумя месяцами ранее он с гордостью заявил на заседании президиума правительства: «Результаты работы экономики России и правительства России за прошлый год говорят о том, что эти результаты – одни из лучших в мире без всякого преувеличения». Успешнее — только Китай и Индия. Благодаря «подушке безопасности» Стабилизационного фонда страна сумела пройти через кризис без «серьезных потрясений».

Заставить нарушить Конституцию накануне президентских выборов, угрожая повредить репутации и затруднить победу, мог только ещё более важный аргумент. Что, если ярких экономических достижений у правительства не было, и эта тайна грозила обнаружиться во время перекрестного обсуждения в парламенте? Тогда факт «голого короля» оказался бы опаснее несоблюдения Основного закона.

Для изучения вопроса мы провели комплексный анализ динамики экономических показателей России в сравнении с показателями стран ближнего и дальнего зарубежья. Для геополитики понятие «сильное государство» определяется не само по себе, а в отношении к соседям. Если страна увеличила свой потенциал в два раза, а соседи – в четыре, то в международном плане она стала двукратно слабее.

РЕАКЦИЯ НА ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2009-2010 гг.

Сначала определим, какие потрясения считаются серьезными. Наиболее трагичным эпизодом экономической истории РФ считается дефолт 1998 года. Тогда отечественный ВВП снизился на 5,1%. Однако в 2009 году падение достигло 7,8%, и это оказалось наибольшим экономическим провалом среди развитых государств мира (табл. 1А). В бывших социалистических странах Восточной Европы, не имевших миллиардных стабилизационных резервов, ситуация оказалась даже лучше российской (табл. 1Б). Среди стран БРИК с быстро развивающейся экономикой отрицательные результаты России делают ее не соответствующей критериям принадлежности к данной группе (табл. 1В). Среди 15 бывших республик СССР семь сумели в разгар финансового кризиса обеспечить экономический рост. Мировым лидером, опередившим Китай, стал Азербайджан с приростом на 9,3%. Россия со спадом на 7,8% оказалась на девятом месте.

В сельском хозяйстве пик снижения производства пришелся на 2010 год. Наиболее глубокий спад среди стран СНГ был у России и Армении.

Экономический подъем большинства стран мира начался с 2011 года. В России рост ВВП составил 4,1%. Но по сравнению со странами СНГ этот результат оказался всего на предпоследнем месте. Лидерами являются Туркменистан, имея 9,7%, и Узбекистан с 7,3%.

В 2011 году объем промышленного производства в России увеличился на 5,1%. По сравнению с другими членами Содружества этот результат оказался третьей позицией с конца.

Россия оказалась среди аутсайдеров по инвестициям в основной капитал, по динамике грузоперевозок, розничной торговле и др.

Докризисный уровень ВВП восстановили к 2011 году большинство государств СНГ, кроме России, Армении и Украины. Наиболее успешные результаты показали богатые энергоресурсами Туркменистан, Узбекистан и Азербайджан, сумевшие на кризисе даже нажиться.

Много говорится о достижениях российского правительства в социальной сфере, что позволило россиянам лучше других пережить кризисные годы. Сравнительные данные не всегда это подтверждают. На пике кризиса в 2009 году снижение размера заработной платы (в пересчете на доллары) в России и на Украине оказалось самым глубоким: соответственно, на 15,6 и 28,7%. Наилучшую динамику показателей имели Азербайджан и Таджикистан — рост на 23,4 и 19,9% соответственно. К 2010 году докризисный уровень заработной платы восстановили в СНГ все страны, кроме Украины, России и Молдовы.

Чутким индикатором материального благосостояния населения является объем розничной торговли через все каналы реализации. По сравнению с докризисным 2008 годом индекс объема розничной торговли в России снизился к 2009 году на 5%, а к 2010 году вырос всего на 0,8%. Такие результаты соответствовали предпоследнему месту среди стран СНГ. Лидерами оказались Туркменистан и Узбекистан, увеличившие розничную торговлю к 2010 году на 41,6 и 33,7%.

Ввод жилья (млн кв. м общей площади) в кризисный 2009 год снизился в России на 7%. В Беларуси он вырос на 14%, в Таджикистане — на 10%. В 2010 году спад в России продолжился, оказавшись вместе с Украиной самым глубоким. Лидирующие позиции роста сохранили Беларусь и Таджикистан.

ПРОДУКТИВНОСТЬ В «ТУЧНЫЕ» ГОДЫ

Преодоление разрухи 90-х годов и достижение экономической стабильности в «нулевые» годы причисляют к доказательствам успешной экономической политики правительства РФ. При этом остается вне учета трех-пятикратное увеличение цен на энергоносители, принесшее дополнительно сотни миллиардов долларов. «Орошенная золотым дождем» российская экономика должна была осуществить рывок в сравнении с бедными странами СНГ. Тем поразительнее представляется реальная картина.

За период 2000-2011 гг. лидером прироста ВВП оказался Азербайджан, нарастивший экономический потенциал в четыре раза. В два раза и более увеличились ВВП Казахстана, Таджикистана, Армении, Беларуси, Узбекистана. Россия оказалась на третьем месте с конца, имея прирост 1,65 раза. Позади нас – Украина и Кыргызстан.

По динамике индекса промышленного производства тоже лидировал Азербайджан с трехкратным приростом. Двукратное увеличение имели Узбекистан, Беларусь, Казахстан, Таджикистан. Россия – снова на третьем с конца месте.

Косвенным доказательством худшей промышленной динамики в России является предпоследнее место по увеличению перевозки грузов всеми видами транспорта, кроме трубопроводного.

Наибольший прирост инвестиций в основные фонды за годы реформ отмечался в Азербайджане, Казахстане и Беларуси. Россия оказалась среди девяти государств СНГ на шестом месте.

Прирост объема сельскохозяйственного производства оказался наибольшим в Таджикистане. Россия заняла предпоследнее место.

Производство зерна (в весе после доработки) увеличили все страны СНГ, за исключением России. Наибольший прирост обеспечили Таджикистан (в 2,3 раза), Туркменистан и Узбекистан (в 1,9 раза).

По темпам роста продукции животноводства лидировали Таджикистан (в 2,3 раза) и Узбекистан (в 1,7 раза). Россия оказалась с конца на четвертом месте, имея прирост в 1,3 раза.

Поголовье крупного рогатого скота наиболее интенсивно, почти двукратно, увеличилось в Туркменистане и Таджикистане. В России отмечался спад до 73% от 2000 года – третье место с конца.

Увеличение производства молока в наибольшей мере отмечалось в Туркменистане (в 2,2 раза) и Таджикистане (в 2 раза). Россия заняла предпоследнее место, имея 99% от показателей 2000 года.

Средняя заработная плата россиян (в пересчете на доллары США) увеличилась в 8,7 раза. Аналогичный рост отмечался и в других странах СНГ: в Таджикистане — в 9,5 раза, в Азербайджане — в 8,3 раза, семикратное увеличение было в Молдове, Армении.

Объем розничной торговли вырос во всех странах СНГ. Наибольшая, четырехкратная, динамика отмечалась в Беларуси и Украине. Россия оказалась на четвертом с конца месте, имея прирост в 2,6 раза.

По динамике ввода жилья (млн кв. м общей площади) лидером оказался Казахстан с более чем пятикратным приростом. Россия заняла с конца пятое место, увеличив ввод жилья в 1,9 раза.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Оценку эффективности экономических моделей, выбранных странами Содружества при проведении реформ, мы провели путем сравнения динамики ряда базовых параметров за 21 год.

При ранжировании стран СНГ по динамике индекса промышленного производства за 1990-2011 гг. Россия оказалась на третьем месте с конца, имея 77,9% от дореформенного уровня. Другими словами, потенциал современной российской промышленности в 1,28 раза меньше экономического потенциала отвергнутой ранее РСФСР.

При сравнении траекторий промышленного производства выделяются две группы республик. С большим отрывом лидируют Узбекистан, Туркменистан и Беларусь, превысив рубеж двукратного роста.

На траекториях сельскохозяйственного производства лидируют Туркменистан (4,9 раза), Армения (1,87 раза) и Узбекистан (1,77 раза). Показатели России оказались в 1,43 раза меньше уровня 1990 года, или 69,8% от дореформенного объема.
Производство зерна хозяйствами всех категорий (чистый вес после доработки) выросло за годы реформ в Туркменистане в 6 раз, а в России снизилось до 68% от уровня 1991 года, или в 1,47 раза.

Производство продукции животноводства хозяйствами всех категорий увеличилось за годы реформ в Узбекистане и Армении в 1,7 раза. Показатели России, наоборот, снизились до 68% от 1991 года, т. е. в 1,47 раза меньше.

Поголовье крупного рогатого скота наиболее сильно увеличили Туркменистан (в 2,5 раза) и Узбекистан (в 1,8 раза). В России отмечался спад, достигший 37% от уровня 1991 года, или в 2,7 раза меньше дореформенного уровня.

По динамике производства молока хозяйствами всех категорий лидировали Туркменистан, увеличивший показатели в 4,76 раза, и Узбекистан (в 1,85 раза). В России отмечался спад до 61% от уровня 1991 года, т. е. в 1,64 раза меньше дореформенного показателя.

Объем оборота розничной торговли через все каналы реализации вырос в наибольшей мере в Беларуси (более чем в 5 раз). Россия заняла третье место, имея 2,6-кратный прирост (табл. 20).

По динамике объема платных услуг населению лидером за годы реформ тоже оказалась Беларусь, имея прирост в 1,8 раза. В России отмечался спад до 49% от уровня 1991 года, или в 2,04 раза.

Даже по динамике ввода жилья (млн кв. м общей площади) Россия не смогла занять первое место. Лидером оказалась Беларусь, превысившая дореформенный уровень в 1,26 раза.

Одним из показателей приобщения населения к технической цивилизации является пользование сетью Интернет. В 2010 году наибольшее число пользователей на 1000 жителей зарегистрировано в Беларуси. Россия оказалась на четвертом месте. По темпам прироста количества пользователей за 1992-2010 гг. Россия оказалась среди стран СНГ на предпоследнем месте.

ВЫВОДЫ:

1. Российская экономическая модель оказалась самой неэффективной в СНГ:

— по реакции на мировой кризис,

— по продуктивности в период «тучных» лет,

— по результатам 21 года либеральных реформ.

2. Среди стран Содружества обнаруживается группа лидеров (Узбекистан, Туркменистан, Беларусь), обладающих многократно большей эффективностью по динамике основных социально-экономических параметров.

3. Для экономической модернизации в России требуется:

— провести деидеологизацию экономики,

— изучить опыт государств-лидеров,

— осуществить замену архаичной либеральной модели на инновационную.

4. Причиной отказа правительства от отчета за 2011 год может служить желание скрыть информацию о плохой экономической ситуации в России, которая способна ослабить конкурентоспособность премьера в борьбе за президентский пост.