https://www.funkybird.ru/policymaker

Израильский спецназ вышел на исходную

Воздушный удар по Ирану будет сопровождаться глубоким рейдом коммандос на территории противника.

В последние недели на первые полосы всех новостных лент вышла Сирия с рассказами о «кровавых преступлениях режима Асада». Однако существует точка зрения, что это является лишь информационным прикрытием для готовящегося удара по Ирану. В настоящее время к югу от него в Аравийском море находятся 3 авианосца США, сопровождаемые ракетными крейсерами и эсминцами. В марте-апреле ожидается прибытие еще одной американской авианосной ударной группы и одной французской. Тем не менее, ряд экспертов склоняется к тому, что первым, кто нанесет удар по Тегерану, будет все же не Вашингтон, а Тель-Авив.

Что говорит в пользу этого? Во-первых, Израиль воспринимает создание иранской атомной бомбы, как прямую угрозу своему существованию. Во-вторых, Тегеран сам не раз провоцировал Тель-Авив, официально заявляя, что Израиль должен быть уничтожен. В-третьих, у израильтян накоплен огромный опыт по проведению операций в тылу противника, а их спецназ считается одним из самых эффективных в мире.

17 декабря 2011 года начальник генштаба ЦАХАЛа генерал Бени Ганц подписал приказ о создании нового Командования глубинных операций, назначением которого является ведение боевых действий в глубине территории противника, на значительном удалении от границ страны. Создание столь специфического Командования обусловлено резким обострением ситуации в сопредельных странах, прежде всего в Сирии и Иране.

В состав нового формирования вошли самые элитные подразделения израильского спецназа: спецназ Генерального штаба «Сайерет Маткаль», спецназ Военно-воздушных сил «Шальдаг» («Зимородок»), морские диверсанты 13-й флотилии Военно-морского флота, и подразделение 669 ВВС, назначением которого всегда являлись поиск и спасение летчиков, сбитых над территорией врага. Судя по недавно проведенным широкомасштабным учениям 35-ой парашютно-десантной бригады, в ходе которых было произведено десантирование на парашютах всего личного состава бригады – а это более одной тысячи десантников, в оперативное подчинение Командования глубинных операций могут также войти также и парашютно-десантные войска. Возглавляют новое Командование генералы Шай Авиталь и Галь Хирш, имеющие богатый послужной список.

Командование глубинных операций возникло не на пустом месте – в ЦАХАЛе накоплен огромный опыт проведения боевых рейдов вдали от рубежей Израиля. Израильские военные разделяют глубинные рейды на стратегические и тактические. К стратегическим рейдам относятся те, что приводят к изменению хода войны и созданию новой реальности, чреватой катастрофой для противника.

Классическим примером стратегического глубинного рейда являются действия израильской армии в ходе войны Судного Дня 1973 года. Тогда израильская разведка определила слабое место на стыке 2-ой и 3-ей египетских армий на Суэцком канале. 15 октября 1973 года небольшая десантная группа форсировала Суэцкий канал на надувных лодках и высадилась на африканском берегу, где захватила плацдарм. Уже 17 октября израильские инженерные части под шквальным огнем врага навели четыре понтонные переправы через Суэцкий канал и на африканский берег хлынули танковые и пехотные дивизии генерала Ариэля Шарона и генерала Авраама Адана (Брена). Израильское наступление было остановлено под давлением США всего в ста километрах от Каира.

Результатом этого стратегического рейда стало окружение 2-й и 3-й египетских армий, попавших в кольцо. Египет лишился своих вооруженных сил и был вынужден пойти фактически на капитуляцию. Тактические глубинные рейды направлены на то, чтобы ослабить противника и способствовать проведению наступательных операций.

Во время Синайской кампании 29 октября 1956 г. 16 военно-транспортных самолётов «Дакота» израильских ВВС под прикрытием 10 истребителей «Метеор» и 6 истребителей «Ураган» высадили 890-й парашютно-десантный батальон в составе 400 бойцов близ перевала Митле на Синайском полуострове. Несмотря на серьезные потери (43 убитых и 120 раненых), десантники заблокировали вражеские войска, которые были уничтожены при подходе основных сил. Были и другие примеры успешных глубинных рейдов, в частности, во время ливанской войны 1982 года и во время кампании в этой же стране в 2006 году.

Рейд в глубину территории противника является чрезвычайно сложной операцией, требующей тщательной подготовки и применения специального оснащения и транспортных средств. Подразделения, участвующие в глубинном рейде, должны состоять из солдат и командиров, обладающих мужеством, упорством, творческим мышлением, стойкостью, способных умело использовать достоинства и преимущества внезапной атаки там, где противник не ждет появления десанта.

Где будет действовать спецназ?

Но если Командование глубинных операций создано специально для осуществления боевых операций в Иране, то возникает новый вопрос: куда отправится элитный израильский спецназ?

Ядерные объекты Ирана были предусмотрительно рассредоточены его властями по разным частям своей страны. В настоящее время этих объектов известно свыше сотни и каждый из них серьезно прикрывается силами ПВО. Кроме того, хорошо известно, что особо важные объекты находятся на значительной глубине под землей и даже в глубине гор. Недавно американские военные срочно направили дополнительные средства на модернизацию своей самой мощной противобункерной бомбы, т.к. установили, что при практическом применении она не будет способна гарантированно поразить все иранские объекты.

Так стоит ли в таком случае пытаться? Израильские специалисты вполне возможно решат, что стоит. Дело в том, что вовсе не обязательно уничтожать каждый ядерный объект. Чтобы нанести иранской ядерной программе критический ущерб, достаточно уничтожить наиболее важные цели. Иран, по мнению некоторых израильских экспертов, насчитывает всего шесть таких объектов, уничтожение которых, с военных позицией, имеет ключевое значение.

В Тегеране находится центр «для повышения квалификации и обучения кадров инженеров-ядерщиков». По израильским данным, в его подземных бункерах находится специальная лаборатория, в которой около сотни военных инженеров работает над созданием боеголовок для ракет.

К северо-востоку от города Арак строится реактор IR-40, а рядом с ним построен завод по производству тяжёлой воды «Катран». Американские спецслужбы полагают, что там может ежегодно производиться количество плутония, достаточное для пяти-семи ядерных бомб.

В Натанзе, в центральной части Ирана, находится другой чрезвычайно важный ядерный объект, не раз становившийся героем скандалов МАГАТЭ, – завод, где, опять же по мнению израильтян, происходит обогащение урана до оружейного состояния.

В городе Исфахан расположен другой аналогичный центр, которому придается большое значение. Аналитики полагают, что там есть техническая возможность выделять плутоний из отработанного ядерного топлива. В начале 90-х на территории комплекса заработал исследовательский корпус под названием «Эбн Хисэм». По убеждению израильской стороны, его сотрудники работают над изготовлением боеголовок для ядерных зарядов.

Пятым объектом считается недавно введенная в строй Бушерская АЭС. Сама по себе она не представляет угрозы в военном отношении, однако в качестве топлива для ее реакторов служат сборки, содержащие уран 3,5-процентного обогащения. Израильтяне полагают, что обработкой уже использованных сборок на обогатительных предприятиях возможно получение оружейных материалов, и в результате вносят АЭС в список критически важных целей.

Наконец, шестая цель – подземный завод по обогащению урана в Фордоу.

Бомбы плюс штыки

Один из ведущих немецких военных экспертов Ханс Рюхле считает, что Израиль в силах с помощью превентивного военного удара отбросить иранскую ядерную программу на 10 лет назад. Для этого по нескольким главным ядерным объектам этой страны необходимо нанести воздушный налет с применением специальных противобункерных бомб GBU-28, которые способны пробить более 30 метров грунта или 6 метров бетона и за счет этого поразить цель.

Рюхле полагает, что ликвидация недостроенного сирийского реактора в 2007 году является важным прецедентом, свидетельствующим о широких возможностях израильских ВВС. Однако здесь же мы и находим к ответу на вопрос, где окажутся востребованными израильские коммандос.

Немецкий эксперт называет конкретные силы, которые потребуются для уничтожения того или иного объекта. В частности, даже для разрушения наиболее легкой, по его мнению, цели – завода по производству тяжелой воды в Араке, потребуется 10 истребителей F-16, несущих бомбы типа GBU-10. Однако есть в Иране есть цели, которые с воздуха не достать вообще. Подземный завод по обогащению урана в Фордоу относится к их числу. Даже Пентагон недавно признал, что комплекс настолько защищен, что срочно направил дополнительно 82 миллиона долларов на модернизацию самой совершенной противобункерной бомбы США – GBU-57. Для сравнения: вес бомб, находящихся в распоряжении Израиля, (GBU-28) 2300 кг, а Америки – 13000 кг, глубина поражения объектов – 30 против 60 метров. Рюхле делает вывод: чтобы ликвидировать завод в Фордоу, потребуется бросить элитный израильский спецназ.

Но даже если допустить, что в Иране только один столь защищенный объект, нельзя упускать из виду, что для нанесения удара по остальным, израильским самолетам потребуется преодолеть 1500-2000 километров с дозаправкой в воздухе. Причем сделать это придется, пролетев через территорию государств, которые не согласятся дать разрешение на пропуск израильской воздушной армады, а значит, может потребоваться подавить «транзитные» системы ПВО. Вариантов немного: лететь придется либо через Сирию, либо Ирак, либо через их общую границу. Саудовская Аравия не рассматривается, т.к. в этом случае и без того длинный путь станет просто огромным. Если же учесть, что ВВС Ирана также далеко не безобидны и скуют боем по крайней мере часть израильских самолетов, то на каких остатках топлива они будут возвращаться домой, становится совсем неясно. С учетом этого роль специальных наземных сил Израиля может оказаться еще существенней в ходе планируемой операции.

Теперь главный вопрос: когда она может начаться? Разные эксперты называют разные сроки: апрель, май, июнь. Но история показывает, что подобные акции часто происходят в привязке к значимым для еврейского народа датам. Если это предположение верно, то война начнется уже совсем скоро: 7-8-го марта достигнет пика еврейский праздник Пурим. Согласно библейской книге Есфирь, в древности, евреи убили несколько десятков тысяч персов (предков нынешних иранцев), и с тех пор отмечают это событие массовыми гуляньями. К слову, в прошлом году этот праздник совпал с началом операции «Одиссея. Рассвет» в Ливии, а в 2003-м он ознаменовался резким обострением ситуации вокруг Ирака, а уже 20 марта начались его бомбежки. В любом случае, все выглядит так, будто принципиальное решение о необходимости атаки на Иран уже принято — осталось лишь дождаться нужного часа.