https://www.funkybird.ru/policymaker

Место и цели России в мировой политике

Данная статья является первой из цикла комментариев статьи Путина «Россия и меняющийся мир».

Многие читатели пропускают начало статьи Путина, посвященное вроде бы общим местам – определению места России в современном мире и целей ее внешней политики. Однако, это далеко не общие места, это принципиальные вещи. Не может эффективной и адекватной национальным интересам внешней политики, если руководство страны не имеет адекватного представления о месте этой страны в современном мире и не формулирует четко главные, адекватные цели внешней политики.

С этой точки зрения начало статьи Путина не является впечатляющим, и вообще кажется неправильным. Достойное начало статьи должно было бы быть примерно таким: Россия относится к главным игрокам современной мировой геополитики по праву мощной державы. Эта ее роль подкрепляется ее экономическим, военным, культурным, демографическим потенциалом. И далее следовало бы привести несколько фактических подтверждений реальной мощи России. Но нечего демонстрировать Путину.

Вместо этого достойного начала мы имеем пару тривиальных фраз, первая из которых, ничего, по сути, не выражает, но должна замаскировать вторую, которая является фактически ложью, что подтверждает сам автор в течении всей своей статьи.

Вот первая фраза: «Россию воспринимают с уважением, считаются с ней только тогда, когда она сильна и твердо стоит на ногах.» Эта абстрактная правильная декларация призвана заменить, замаскировать, скрыть фактическое отсутствие реальной силы у современной России. А вот вторая фраза: «Россия практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Так будет и впредь.» Вот тут-то и следует подмена. Россия утратила сегодня эту привилегию вместе со своей силой и задвинута на геополитические задворки теми, кто подорвал ее силу изнутри, прежде всего экономическую и военную силу. Нет у нас сегодня ни силы, ни внятной внешней политики. И только хмурить брови смеет Россия в ответ на разнузданный международный бандитизм США. Это дипломатия слабости, а не силы.

Цели внешней политики автор также формулирует весьма невнятно: «Мы, несомненно, продолжим активный и созидательный курс на укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации, на эффективное противодействие таким вызовам, как распространение ядерного оружия, региональные конфликты и кризисы, терроризм и наркоугроза. Сделаем все, чтобы обеспечить получение Россией последних достижений научно-технологического прогресса, а нашим предпринимателям — достойное место на глобальном рынке.»

Первые три цели звучат вроде бы убедительно. Однако, главные ли это для нас сегодня цели? Нас должна волновать, прежде всего, собственная безопасность, а не укрепление всеобщей безопасности, борьба с терроризмом и т.д. Последнее может быть не приоритетной целью, а лишь средством главной цели – сохранения суверенитета страны и ее безопасности. И нечего подменять приоритеты, менять цели и средства местами.

Вторая цель — получить, т.е. купить технологии у Запада – это унизительное признание нашего технологического отставания. И не от нас зависит реализация этой цели. Это не цель, а робкое желание. Захотят – дадут, не захотят – не дадут. Пока не дают. Обеспечить нашим предпринимателям достойное место на мировом рынке (намек про ВТО) – это утопическая цель. Ведь, только что автор сам признал технологическое отставание России. И какое достойное место может занять в мировой экономической системе технологически отсталая страна?

К сожалению, в анализируемой нами статье нет четкой формулировки действительно главных целей внешней политики современной России: 1.обеспечить политическую и экономическую независимость страны, 2.дать убедительный отпор агрессивной политике США и их союзников, перешедших к прямому международному бандитизму, 3.восстановить геополитическое единство большой России, т.е. восстановить союз России с бывшими республиками СССР, 4.восстановить геополитическую мощь России, 5.заключить геополитические союзы, гарантирующие мировую стабильность и безопасность России.

Почему премьер не озвучивает эти реально главные и актуальные цели России в мировой политике, а подменяет их какими-то невнятными, абстрактными, второстепенными или вообще сомнительными целями?

Реальное международное положение России в современном мире весьма тревожно. Образно говоря, на нас замахивается громила с дубиной, а мы твердим об отказе от конфронтации. Адекватна ли эта реакция? Дружит ли Путин с элементарной логикой, или вообще не понимает, к чему все идет? Или зная о слабости России, он лепечет миролюбивый бред, на который наглеющие агрессоры, по его же признанию не реагируют.

Получается, что у главного кандидата в президенты нет главного — четкого осознания внешнеполитических целей России. Какая же может быть эффективная внешняя политика?