https://www.funkybird.ru/policymaker

Демократия в ореоле погромов: реплика Привалова

Я хочу напомнить вам о совсем не круглой годовщине почти уже забытого злодеяния. Дело было в Афганистане ещё до вторжения туда американцев с союзниками и даже до жуткого теракта в Нью-Йорке, следствием которого и станет вторжение.

Итак, Афганистан, февраль 2001 года. У власти талибы. 26 февраля, 11 лет назад, лидер талибов мулла Мохаммад Омар издал декрет о разрушении в стране всех неисламских памятников, включая древний буддийский монастырский комплекс с гигантскими статуями Будды в Бамиане. Культурный мир был ошарашен и разразился протестами. Правительства Японии, Шри-Ланки, а также ряд известных музеев обратились к вандалам с просьбой позволить им выкупить статуи. Ничего не помогло. Министр иностранных дел в администрации талибов Вакиль Ахмад Мутавакиль гордо заявил, что «не видит возможности пересмотра эдикта», и гигантские статуи, святыня буддистов и истинное чудо света, были уничтожены.

Да, 11 лет назад исламисты совершили акт вандализма вопреки протестам цивилизованного мира. Но тогда цивилизованный мир хотя бы протестовал. Сейчас на глазах всего света происходит куда более масштабное наступление вандалов, и цивилизованный мир вовсе не протестует. Напротив, значительная его часть – та самая часть, которая склонна только себя считать единственной вполне цивилизованной – всячески поддерживает это наступление. Я говорю о дружной и даже несколько взвинченной поддержке странами Запада нынешней череды революций в ближневосточных странах.

Конечно, у «арабской весны» много разных смыслов, и события в разных странах, захваченных этой весной, кое в чём существенно разнятся. Но в одном отношении дела во всех случаях идут как под копирку, различаясь разве что степенью жестокости. К власти везде приходят исламисты, и везде начинается разрушение христианских святынь, гонения на самих христиан. Так, в Ливии повстанцы, как только взяли Триполи, разорили церковь Святого Георгия, древнейший православный храм в Северной Африке. В Египте радостное соратничество людей всех конфессий на площади Тахрир после свержения Мубарака сразу растаяло. Нападки на коптов, египетских христиан, очень быстро перешли от оскорблений к угрозам, к разрушению христианских храмов и погромам. Более ста коптов были убиты, многие эмигрировали, причём масштабы бегства ощутимо растут. С января по ноябрь прошлого года страну покинули около ста тысяч христиан – это данные международных правозащитных организаций. За последние же месяцы, по оценке Коптской церкви, число бежавших дошло и до 300 тысяч. На недавних свободных выборах копты, составляющие примерно 10% населения Египта, сумели провести в нижнюю палату только одного человека. На следующих выборах, если они даже и будут, можете не сомневаться: коптов в парламенте не окажется совсем.

Конечно, не «арабской весной» дело началось. Оккупация Ирака в 2003 году свергла, безусловно, деспотический режим Саддама, в обсуждаемом же смысле имела в точности те же последствия. Убийства христиан стали – и остаются – повседневным явлением. Уже в первый год после оккупации каждый десятый из живших в Ираке христиан был вынужден бежать из страны. С тех пор бежала как минимум треть – 400 тысяч иракских христиан попросили политического убежища в США и в Европе, примерно 100 тысяч осело в Сирии. И вот теперь сама Сирия стоит перед абсолютно реальной угрозой прихода к власти исламистов – и это будет катастрофа. Христиане и христианские святыни Сирии будут так же беззащитны перед вандалами, как в Ираке. Но Сирия не Ирак. Она неотъемлемая часть Святой земли и древнейший центр христианства. Многие специалисты говорят вполне определённо: смена режима в Сирии может стать решающим шагом к уничтожению всей вообще христианской цивилизации на Ближнем и Среднем Востоке. Вандализма такого масштаба давно, а может быть и никогда не видела наша планета.

Да, Башар Асад не ангел, так и нигде в мире странами не управляют ангелы. Но Сирия при нём остаётся уникальным оазисом веротерпимости и добрососедства. Да, его режим должен и будет меняться. В воскресенье народ Сирии поддержал проект новой, куда более демократической конституции, но так называемых «друзей Сирии» это не остановит. Они не признают результатов референдума и вообще не успокоятся, пока Асада не сметут исламисты. Исламисты не удивляют: они равны себе и последовательны. Но цивилизованная поддержка их победного шествия удивляет до крайности. Ради чего Запад готов обречь тысячи людей на смерть, миллионы на скитания, христианство на гибель в самой своей колыбели? Ради прагматических интересов? Так они более чем сомнительны. Ради торжества демократии? Хороша демократия в ореоле погромов. Это всё – настоящее безумие.