https://www.funkybird.ru/policymaker

Тупик имени пятого марта

За неделю до обнародования первых результатов президентских выборов меня мучает страх. Я боюсь, что в следующий понедельник мы с вами в очередной раз снова проснемся в другой стране.

Относительная малочисленность акции оппозиции «Белый круг» в минувший уик-энд вызвала взрыв радости у политиков из провластного лагеря. Облеченные должностями сторонники Путина соревновались друг с другом: кто красноречивее поведает о том, что оппозиция выдохлась. Вот что, например, заявил генсек «Единой России» Сергей Неверов: «Пришедших на Садовое оказалось в разы меньше, чем рассчитывали устроители. Это связано в первую очередь с тем, что люди сделали свой выбор, думают о будущем страны. И это будущее не такое, как хотелось бы организаторам с Болотной».

Готов биться об заклад: уже через неделю почтенный генсек предпочтет лишний раз не вспоминать об этом своем оптимистическом прогнозе. Дело не в том, что люди сделали или не сделали свой выбор. Дело в том, что в России полностью нарушены все политические циклы.

В средневековой Европе о смене политических циклов возвещали слова герольда: «Король умер! Да здравствует король!» В современной Европе герольды больше не при делах. Но после наполненной эмоциями предвыборной кампании и общенационального похода граждан на избирательные участки обществу посылают примерно такой сигнал: выборы закончены! Всем спасибо, и все за работу!

В России 2012 года все наоборот. Предвыборная кампания — это достаточно скучный и даже сонный процесс. Все обязательные атрибуты всенародного волеизъявления вроде бы на месте: предвыборные статьи и билборды, телевизионные ролики, выступления кандидатов на митингах. Но эти «обязательные атрибуты» словно покрыты толстым слоем пыли. Возникает ощущение, что все делается нехотя, через силу и даже понарошку.

Как следствие, поход избирателей на участки не принесет желаемого катарсиса. Зато как только участки закроются, то тут, вжик, и наша политическая жизнь вновь как по волшебству раскрасится в яркие цвета.

Я страсть как хочу ошибиться. Но вот мой прогноз на предстоящие десять дней. 5 марта глава ЦИК Владимир Чуров сообщит предварительные результаты. Путин победил уже в первом туре, набрав, скажем, 58% голосов.

И в этот момент общество расколется на две части. Одна часть политически активного населения будет громко кричать об «убедительной и несомненной победе» ВВП. А другая часть не менее громко орать: «фол»!

Страсти воспламенятся, и вместо привычного для Европы «Всем спасибо, а теперь за работу!» мы получим страстный клич: «Отечество в опасности! Все на митинг!».

И завершится этот новый митинговый этап российской политики очень не скоро. Подозреваю, что митинговый базар — или другие формы острого политического противостояния — будет длиться очень и очень долго. До тех самых пор, пока не произойдет нечто такое, что вновь радикальным образом не изменит ход нашего политического процесса.

А пока, выезжая в воскресенье из дому, мы каждый раз будем думать: нет, сегодня на Садовое лучше не соваться! Ее снова оккупировали белые, красные, голубые, розовые — далее по всему списку цветов — ленточки.

Но, если без шуток, глубокий политический раскол в обществе — совсем не повод для смеха. Противостояние не будет таким же болезненным и невыносимым, как бодание между Ельциным и хасбулатовским Верховным Советом в 1992-1993 годах. Но политический конфликт будет реально мешать жить даже тем россиянам, которым политика по барабану. Ну а страна в целом не сможет с нужной скоростью двигаться вперед.

Есть ли шансы избежать подобного сценария? Если и есть, то я их пока не вижу. После думских выборов 4 декабря российский политический пейзаж вдруг изменился до неузнаваемости. И раскрывшая свои карты уже в сентябре наша власть оказалась в цейтноте. По-хорошему надо бы остановиться, подумать, принять меры к своему радикальному обновлению. Но жесткий политический выборный график не знает такого понятия, как «отсрочка».

Гонщик Путин вынужден нестись вперед на всех парах, даже несмотря на то, что «мотор» его «авто» требует срочного ремонта. Остановка невозможна. Если ВВП ударит по тормозам, его «авто» утонет в политической трясине. Но, летя вперед, Путин лишает себя свободы маневра. Политическая ситуация в стране загоняется в прокрустово ложе жесткого лобового противостояния. В тупик, выход из которого пока не просматривается.