https://www.funkybird.ru/policymaker

Упадок США не понятен

В своей статье «После Америки» («After America»), вышедшей в январском-февральском выпуске Foreign Policy, Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski) пишет, что упадок Соединенных Штатов будет означать огромные риски для мира. По-видимому, он предполагает, что речь будет идти о некоей неожиданной катастрофе, которая застанет остальные державы врасплох. Это маловероятно.

В конце концов, так называемый упадок Соединенных Штатов — это относительное понятие. Америка до сих пор находится на переднем крае технологического развития, а ее национальное богатство и население растут — в отличие от национального богатства и населения многих европейских стран. Нынешний экономический кризис носит временный характер, и у Соединенных Штатов по-прежнему есть возможности выправить ситуацию.

Ощущение кризиса возникает у американцев из-за того, что они сравнивают по скорости развития Соединенные Штаты с такими странами, как Китай и Индия. Однако, как бы стремительно ни развивался Китай, ему потребуется не меньше полувека, чтобы превзойти Соединенные Штаты. Восхождение новых держав будет тесно увязано с уменьшением мощи Америки, поэтому никакого вакуума власти не возникнет. Психологическое бремя, связанное с изменением обстановки, также не составит для этих стран серьезной проблемы.

Фактически, об упадке Соединенных Штатов сейчас говорят в основном американцы и европейцы. Большинство китайцев между тем не верит, что США в обозримом будущем ждет настоящий упадок

Что действительно важно для китайского народа — это дальнейшее восхождение Китая без вмешательства США или Запада. Китайцы предпочитают не фантазировать о том, как Китай будет выглядеть, когда этот процесс завершится (по крайней мере, китайские СМИ эту тему обычно не обсуждают). Они смутно предполагают, что в конечном итоге китайский ВВП будет выше, чем у Соединенных Штатов, однако Китай не будет таким передовым и в среднем стандарты жизни в нем будут немного ниже, чем в Америке. По их мнению, на такой Китай Соединенные Штаты не будут давить. Эта картина мира предполагает, что в мире ко второй половине XXI века будут две сверхдержавы.

Ху Сицзинь (Hu Xijin)

Главный редактор Global Times

Пекин, Китай

Грузия, включенная Збигневом Бжезинским в его список «восьми находящихся под геополитической угрозой видов» («8 Geopolitically Endangered Species», Foreign Policy, январь/февраль 2012 года), безопасности которых угрожает упадок Америки, вероятно, действительно уязвима для российского политического и военного давления. Однако упадок США или его отсутствие не имеют к этому никакого отношения.

При президенте Джордже Буше-младшем Соединенные Штаты долгое время активно поддерживали Грузию — правда, в основном на риторическом уровне, — поощряя ее надежды вступить в НАТО на саммите в Бухаресте 2008 года. Америка снабжала эту страну оружием, обучала грузинских военных и вела себя с Грузией как со страной-клиентом. При этом не было оснований считать, что администрация Буша планировала снижать свою внешнеполитическую активность — напротив, казалось, что она намерена только ее расширять.

Судя по всему, грузинские власти восприняли эти жесты как знак поддержки грузинской политики по «реинтеграции» Абхазии и Южной Осетии. Во многом в результате подобной чрезмерно активной политики США на Кавказе, обещавшей больше, чем Америка могла дать, Грузия начала наступление в Южной Осетии, которое вызвало ужасающий и избыточный ответ со стороны России. Таким образом, Грузия сильнее всего пострадала с политической и военной точки зрения именно в тот период, когда Соединенные Штаты активнее, чем когда-либо, действовали в регионе. Очень возможно, что в период снижения американской внешнеполитической активности Грузия будет меньше интересовать Россию, чем в прошлое десятилетие.

Дэниел Ларисон (Daniel Larison)

Старший редактор The American Conservative

Чикаго, Иллинойс.

Ответ Збигнева Бжезинского:

Комментарий Ху Сицзиня относится к вероятным последствиям серьезного упадка Соединенных Штатов и основан на выдержках из третьей части моей новой книги «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной мощи» («Strategic Vision: America and the Crisis of Global Power»). При этом, обстоятельства, которые рассматриваются в его письме, обсуждаются в четвертой части моей книги, посвященной «новому геополитическому балансу» после 2025 года. В частности, я в ней писал:

«Геополитическая роль Америки на новом Востоке будет фундаментальным образом отличаться от ее непосредственной причастности к обновлению на Западе. На Западе Америка — ключевой источник необходимых стимулов для геополитического обновления и даже территориального продвижения. В Азии Америка, интегрированная в многосторонние структуры, осторожно поддерживающая развитие Индии, тесно связанная с Японией и Южной Кореей и постепенно расширяющая как двустороннее, так и глобальное взаимодействие с Китаем — лучший источник уравновешивающего влияния, необходимого для поддержки стабильности на восходящем новом Востоке».

Это кто тут «под угрозой»?

Некоторые страны были удивлены, обнаружив себя в составленном Збигневом Бжезинским списке «восьми находящихся под геополитической угрозой видов», для которых представляет опасность упадок Америки. Напротив, другие были шокированы тем, что их там не оказалось.

Министр иностранных дел Украины Константин Грищенко в своем «Твиттере» назвал статью Бжезинского «как всегда интересным анализом», но при этом отметил, что хотя «конец кризиса в Соединенных Штатах в наших интересах», «независимая Украина будет существовать в любых обстоятельствах». Белорусские, эстонские и латвийские издания также упомянули предсказания Бжезинского о российских планах в Восточной Европе.

Газета Taipei Times, ссылаясь на анонимных американских экспертов, опровергает анализ Бжезинского. Один из этих экспертов отмечает, что сам Бжезинский лично помог поставить Тайвань под угрозу, когда был советником президента Джимми Картера по национальной безопасности, а другие утверждают, что Китай может рухнуть под собственной тяжестью еще до объединения с Тайванем.

Газета Philippine Star в свою очередь предупреждает, что военная слабость и политическая раздробленность Филиппин могут сделать их «девятым находящимся под геополитической угрозой видом», если между Китаем и Соединенными Штатами возникнет конфликт в Южно-Китайском море.