https://www.funkybird.ru/policymaker

«Война митингов»: продолжение следует?

Протестная активность вроде бы пошла на спад, но итоги выборов могут вновь ее подхлестнуть.

Полуторамесячный период соревнования митингами, шествиями и флешмобами завершился в минувшие выходные. Больше до выборов ничего значительного не произойдет. Случится ли что-нибудь позже, будет видно после 4 марта.

Акции начались 5 декабря со стихийного митинга на Чистых прудах в Москве, а завершились в минувшие выходные. В Петербурге прошли шествие и два митинга в субботу, собравшие, по оценке организаторов, около 20 000 участников, а по данным ГУВД – менее 3000, пишут «Ведомости». В Москве итоговой акцией стало «Большое белое кольцо» – живая цепь на Садовом, в которой в воскресенье поучаствовали, по подсчетам активистов проекта «Гражданин наблюдатель», 22 500 человек, по оценке полиции – 11 000.

Акции оппозиции в последнее время заметно шли на спад, и «Кольцо» оказалось самой малочисленной за всю кампанию «За честные выборы». Так, первый митинг на Болотной площади 10 декабря собрал, по оценке ГУВД, 25 000 участников (организаторы сообщали о 85 000), на проспекте Сахарова полиция насчитала 29 000 (100 000), в шествии по Якиманке и затем в митинге на Болотной площади – 36 000 (свыше 120 000).

Власть быстро оправилась от неожиданности и скопировала формат оппозиционных акций. Митинг сторонников кандидата в президенты Владимира Путина на Поклонной горе 4 февраля, шествие и митинг в «Лужниках» 23 февраля собрали, по оценке ГУВД, 138 000 и 130 000 участников соответственно, наблюдатели насчитали на Поклонной менее 100 000 человек.

Даже речь Путина в «Лужниках» была скопирована с речи Навального на проспекте Сахарова, особенно это касается части, где толпе задавались вопросы. В остальном же в речи Путина было заметно меньше энергетики, а порой она сбивалась на дидактический стиль почтенного преподавателя вуза, от которого клонило в сон.

Запомнились снимки митинговых трибун из «Лужников», где было видно, что пустуют целые сектора, хотя официально говорилось, будто мест хватило не всем, поэтому многие, дойдя до стадиона, повернули к метро. Блогеры приводили данные, что стадион «Лужники» рассчитан на 80 000 зрителей и совершенно непонятно, где там могло поместиться 130 000 человек, особенно при заполненности трибун максимум на две трети. Тем не менее, официально количественное превосходство в уличных акциях осталось за сторонниками Путина.

Снижение численности участников «Кольца» не означает спада гражданской активности, считает организатор митингов «За честные выборы» блогер Алексей Навальный: у акции не было ни оргкомитета, ни единой точки сбора, ни лозунгов, однако «кольцо» замкнулось. Итогом почти двух месяцев роста гражданской активности стала усилившаяся самоорганизация, теперь люди ходят на протестные акции, даже не регистрируясь на тематических страницах в соцсетях.

Он предупреждает, что от результата выборов зависит, удержатся действия оппозиции в рамках согласованных акций или трансформируются в стихийные выступления: неофициальный слоган «Большого белого кольца» – «Выйди на разрешенную акцию в последний раз».

Количество людей на той или иной акции не так важно, как отработка мобилизации, считает политолог Евгений Минченко, а стихийные протесты возможны при победе Путина в первом же туре либо с крайне небольшим, либо с драматическим перевесом – и тот, и другой вариант будет воспринят как победа административного ресурса.

Оценки «Кольца» разнятся от издания к изданию. «Независимая газета» сообщает, что, по подсчетам организаторов, чтобы замкнуть этот десятикилометровый круг, понадобилось бы 34 000 человек, однако желающих сделать это оказалось гораздо меньше. По данным сайта акции, людей было чуть менее 8000, со слов организаторов – около 13 000. В ГУВД заявили об 11 000 участников. В основном люди сосредоточились рядом со станциями метро «Курская» и «Парк культуры». Много людей стояло возле Триумфальной площади. На других же участках Садового участников флешмоба было заметно меньше.

Но если верно, что длина Садового составляет 10 километров, то для его охвата живой цепью хватило бы и 7000 человек, поскольку размах рук среднего гражданина составляет никак не меньше полутора метров. Делим десять километров на полтора метра, получаем 6666 человек. Но газета сообщает, что взять Кремль в круг так и не удалось: на отдельных участках Садового вообще не было людей, а местами стояли лишь разрозненные группки активистов.

Некоторые эксперты считают тенденцию к падению интереса к любым митингам не только закономерной, но и даже спланированной. Например, директор Института политики и государственного права Виталий Иванов убежден, что ответные митинги со стороны власти, а также альтернативные митинги третьей стороны – это хороший прием, призванный «карнавализировать» уличную активность москвичей

Тем временем к сонму пропутинских движений вчера добавилось еще одно. Вице-премьер Дмитрий Рогозин провел учредительный съезд Добровольческого движения «Общероссийский народный фронт» в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Съезд был больше похож на «антиоранжевый митинг», сообщает «Коммерсантъ». В ходе его Патриарх Кирилл пообещал молиться, чтобы Господь защитил россиян от «лживой и гадкой клеветнической пропаганды», а Дмитрий Рогозин обличал «подлейшие» 90-е годы и предлагал противопоставить белой ленте участников акций протеста ленту георгиевскую. Участники съезда решили, что кроме армии и флота у России есть еще как минимум один союзник – Владимир Путин.

О создании Добровольческого движения ОНФ Рогозин объявил месяц назад. Съезд его был организован в престижном выставочном центре «Крокус Экспо». Участниками съезда стали сотрудники оборонных предприятий, ветераны, сторонники «Конгресса русских общин», который на выборах в Госдуму поддержал «Единую Россию», и другие представители «патриотических сил», в частности, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. Всего собралось более 4000 человек. Возле «Крокуса» в ряд стояли автобусы, а делегатов встречали плакаты: Владимир Путин на фоне березок с подписью «За Русь!», изображение семьи с лозунгом «Чтобы нашему роду не было переводу!».

Но, возможно, столько поддержки Путину уже не требуется. По данным Левада-центра, среди тех, кто точно пойдет на выборы 4 марта, за него проголосуют 66%. Почти столько же людей уверены, что премьер сможет легко победить уже в первом туре выборов, – таковых 62%. ВЦИОМ, в свою очередь, на основании результатов нескольких опросов прогнозирует Путину 58,6%, а ФОМ – 58,7%.

Правда, выборы были и остаются процессом глубоко интимным. Одно дело – сказать социологу, за кого собираешься голосовать, и совсем иное – поставить галочку в кабинке напротив любимого кандидата.

Любопытно также, что за неделю до выборов увеличилась активность участковых полицейских, прежде десятилетиями не появлявшихся на пороге. Бригадами по три человека они обходят квартиры москвичей, записывают, кому сколько лет, кто где работает, спрашивают о домашних животных и зачем-то записывают даже кошек, а также, как бы мимоходом, интересуются, есть ли дома оружие. На вопрос автора этих строк «Это в связи с выборами?», последовал уклончивый ответ: «Почти».