https://www.funkybird.ru/policymaker

РПЦ надеется на сохранение многополярности мира

В Русской церкви считают важным, что премьер Владимир Путин в опубликованной в понедельник статье оценивает международные отношения в том числе с нравственной точки зрения и говорит о сложившемся в этой сфере морально-правовом вакууме.

«Действительно, это ключевая проблема. Если правовая система меняется не по воле народов, а по чьей-то прихоти, исходя из права сильного, это создает ситуацию несправедливости и правового кризиса, который может привести к страданиям людей в самых разных точках мира, в том числе в странах, которые пытаются доминировать сегодня в мировой политике», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Он считает правильными слова премьера о том, что во взаимозависимом мире неправильно пытаться обеспечить свою безопасность за счет других, и привел цитату из статьи: «абсолютная неуязвимость для одного означала бы абсолютную уязвимость для всех остальных. С такой перспективой невозможно согласиться».

«Я надеюсь, что Россия вместе с другими странами и народами, желающими сохранить свою независимость и самостоятельность, предложит конкретную программу сохранения многополярности мира и блокирования всеми возможными способами реализации сценария, при котором кто-либо пытался бы обеспечить себе неуязвимость за счет уязвимости других», — сказал священник.

На его взгляд, речь идет о крайне серьезном споре, «и исход этого спора в пользу одностороннего диктата будет для мира губителен, поскольку кончится либо тотальной войной и всеобщим уничтожением, либо установлением глобальной диктатуры — сначала военно-политической, а потом и идеологической».

«Ни того, ни другого допустить нельзя — второе не лучше первого. Поэтому сегодня России нужно ясно понять: мы не хотим и не должны жить в мире, устроенном по первому или второму сценарию, а значит, должны сделать все, чтобы реализацию обоих сценариев остановить», — сказал отец Всеволод.

Касаясь поднятой в статье проблемы безопасности в Интернете, он выразил мнение, что все законы и нравственные нормы, которые действуют в реальном общении, должны действовать и в виртуальной сети, поскольку в случае с последней речь идет о таком же общении между людьми, о таких же их действиях, что и в реальном мире.

По его словам, превращение Интернета в цивилизованную сферу, регулируемую законами и имеющую нравственное измерение, «неизбежно, как бы кто-то ни хотел отсрочить такое развитие событий», и важно, чтобы Россия принимала в нем свое участие.

Собеседник агентства также отметил, что в статье В.Путина поднимается многократно звучавшая в последние годы тема производства наркотиков в Афганистане, говорится о том, что нужно, в том числе через международное сотрудничество, обеспечить физическое уничтожение наркопосевов и подпольных лабораторий в этой стране.

«Надеюсь, что эти правильные слова получат конкретную реализацию. О том, что Афганистан стал мощнейшим производителем наркотиков при нынешней системе, не говорит только ленивый. Странно, что мировое сообщество, хорошо зная об этой проблеме, до сих пор ее не решило, а решить ее не так уж сложно», — сказал он.

Затрагивая вопрос о важности межрелигиозного и межцивилизационного диалога, поднятый в статье, представитель Церкви указал на то, что России действительно есть что сказать миру в данной области, «у нас потрясающий опыт межрелигиозного диалога, мы можем и должны разделить его с другими».

«Многие страны, которые столкнулись с религиозно-общественным разнообразием, с разнообразием религиозно мотивированных образов жизни только тогда, когда у них за последнее столетие появились мигранты, по большому счету не имеют опыта притирки и сочетания в одном обществе разных религиозно-социальных моделей», — констатировал он.

Россия же, напомнил священник, этим опытом богата многие сотни лет, и на площадке международных организаций этот опыт нужно «адекватно представить, чтобы помочь разрешить существующие в мире конфликты и возникшую во многих странах нравственно-мировоззренческую растерянность, которая вызвана появлением полирелигиозных обществ».

Его радует акцент на заботе о правах человека во всем мире, в том числе в старых демократиях. На взгляд отца Всеволода, Россия должна пристально следить за происходящим в этой сфере и выносить свое суждение о положении разных мировоззренческих групп, в том числе тех, «которые не находятся в мейнстриме, предлагают альтернативные пути развития разных государств и поэтому подвергаются давлению не только со стороны власти, но и со стороны крикливых политических и информационных элит».

Среди таких групп — последовательные христиане в странах Запада, которые хотели бы сохранить свободу слова, в том числе свободу критики греховных явлений в жизни общества, «но подвергаются жесткому давлению».

Кроме того, представитель Церкви полностью согласен с мнением премьера о том, что России нужно усиливать информационную работу, образовательное и культурное присутствие в мире, тем более что, как сказано в статье, «происходит возрождение мирового интереса к сфере идей».

«Нам есть что предложить мировому информационному и культурному пространству. Речь не о балалайках, лаптях, крашеных яйцах, а о нашем взгляде на устройство общества, мировой экономики, международной политики, нравственного измерения всех этих сфер. Нам нужно больше переводить на английский и другие языки тексты наших философов публицистов, политиков, богословов и запускать все это в мировой оборот идей», — заявил священник.

Наряду с этим России нужно предлагать свои пути выхода «из экономического кризиса и политической растерянности современного мира», и делать это нужно не только через собственными СМИ на разных языках, но и «через более активное, агрессивное в хорошем смысле слова, креативное участие в деятельности мировых СМИ, в первую очередь телеканалов и сайтов, ведущих глобальную общественную дискуссию», добавил он.