https://www.funkybird.ru/policymaker

Двойные стандарты — основа внешней политики США

Политикой двойных стандартов называется ситуация, когда оценка одних и тех же действий субъектов варьируется в зависимости от того, в каких отношениях каждый из этих субъектов находится с оценивающим. При этом действия «своих» – лояльных к оценивающему, – получают оправдание, в то время как те же действия «чужих» порицаются и считаются недопустимыми. Одним из примеров двойных стандартов были продемонстрированы Соединенными Штатами в отношении Узбекистана.

«Двойные стандарты США: Кадаффи – плохой, Каримов – хороший» – так кратко решили охарактеризовать политику Соединенных Штатов журналисты из пакистанской газеты The Nation, опубликовавшие свои доводы о двуличии и лицемерии США по отношению к странам Востока и Азии. В качестве вступления к статье пакистанские журналисты решили использовать цитату Барака Обамы, в которой говорится: «После четырех десятилетий жесткой диктатуры и восьми месяцев смертоносных конфликтов, ливийский народ наконец-то может отпраздновать свою свободу и начать новую эру».

Соединенные Штаты сыграли решающую роль в смерти Каддафи. Когда начались февральские бомбардировки, американцы громогласно заявляли о подавлении Муаммаром Каддафи прав ливийского народа, в том числе права на проведение мирных собраний, свободу слова и способность ливийского народа самостоятельно определять свою судьбу. Эти права, должны соблюдаться в любой стране, – заявлял в начале 2011 г. Обама, к слову, не обмолвившийся о том, как полиция США при разгоне демонстрантов в Окленде штат Калифорния 25 октября 2011 г. использовала водомёты и резиновые пули. По сообщениям независимой прессы, против мирных граждан в Окленде были также применены т. н. «нелетальные гранаты» – химическое оружие, разработанное в 2006 г. оборонной корпорацией BAE Systems для применения во время «беспорядков с большим числом участников».

Согласно внутренним инструкциям департамента полиции Окленда, такие гранаты, содержащие боевые отравляющие вещества CN и CS, могут привести к смерти и поэтому должны применяться исключительно по приказу старшего офицера, с предварительным оповещением непосредственно протестующих, при наличии медперсонала и «только в случае, если методы, ареста и другие не являются эффективными». Неоправданные действия американских властей привели к тяжёлым травмам среди демонстрантов.

Подобную жестокость полиции оправдать очень сложно: американские участники акции «Захвати Уолл-стрит!» не сопротивлялись действиям полицейских и не переходили к насилию, даже когда их арестовывали.

Всё это оставалось бы лишь печальным примером обращения властей США с собственными гражданами, если бы не двойные стандарты, демонстрируемые Вашингтоном в отношении такого понятия, как «антиправительственная акция», на примере других стран мира.

Достаточно вспомнить риторику официальных лиц госдепартамента США во время «арабской весны», а также «цветных революций» на постсоветском пространстве. Каждый протест, каждая акция и манифестация – включая далеко не мирные стычки с полицией в Тунисе и Египте, Белоруссии и Киргизии – сопровождались дежурными американскими фразами о «свободе слова» и «правах человека». А попытки суверенных властей обуздать протесты в своих странах, сколь бы законными они ни были, всякий раз наталкивались на госдеповские заявления о «превышении полномочий» и «утрате легитимности».

Пакистанские журналисты признают, что Америка, возможно, была права, говоря о правах человека в Ливии, которые действительно вызывали ужас у общественности. Однако представители масс-медиа уверены, что делалось все это под прикрытием лицемерной маски дипломатов США, которые в это же самое время, заигрывали с не менее «авторитарным» руководителем Узбекистана Исламом Каримовым. The Nation характеризует Каримова как «самодержца», чей стиль правления во многом напоминает стиль свергнутого ливийского диктатора. В качестве примера The Nation приводит визит Госсекретаря Хиллари Клинтон в Узбекистан, прошедший в октябре 2011 г. Как известно, в ходе этого визита, Х.Клинтон цинично налаживала дружеские отношения с Узбекистаном и его пожизненным президентом.

Необходимо отметить и тот факт, что накануне визита госпожа госсекретарь сняла все санкции с республики, заявив, что режим Каримова «демонстрирует признаки улучшения ситуации с правами человека и расширения политических свобод». В то время как страна является одним из лидеров по количеству нарушений прав человека, – уверены пакистанские журналисты. Достаточно вспомнить известные события по жесткому подавлению протестных демонстраций, имевших место в Андижане в 2005 г., в ходе которых были пострадавшие, в том числе убитые и раненые.

Согласно исследованиям международной правозащитной организации Human Rights Watch, правительство Узбекистана до сих продолжает запугивать и преследовать семьи, участников андижанских событий, которые нашли убежище за рубежом. Полиция регулярно вызывает их на допрос, устраивает за ними постоянные слежки и угрожает возбудить уголовное дело против них или конфисковать их дома и т.п.

Такие «теплые отношения» со стороны и администрации Клинтона, и Буша и нынешней американской администрации с Каримовым, – пишет The Nation, вызваны тем обстоятельством, что Узбекистан имеет большое стратегическое значение в силу своего геополитического положения в Центральной Азии. Ташкент является крупнейшим городом региона, располагающим собственной системой метро, международным аэропортом, построенным по европейским стандартам и прямым ежедневными рейсами в Нью-Йорк. США и НАТО также благосклонны к Каримову за предоставление права американским военным использовать авиабазу «Термез» на юге страны.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что, несмотря на многочисленные заверения Соединенных Штатов об их приверженности основным демократическим ценностям, двойные стандарты остаются базовым элементом внешней политики Вашингтона.