https://www.funkybird.ru/policymaker

В Индии ждут войну с Китаем?

В год пятидесятилетия приграничного военного конфликта между Китаем и Индией в Нью-Дели нередко слышатся разговоры о том, что уже нынешним летом китайская армия может снова ударить по Аруначал-Прадеш и северо-востоку Кашмира. При этом такое мнение высказывают достаточно авторитетные индийские военнослужащие и журналисты.

Одним из таких «прорицателей» китайско-индийской войны образца 2012 года является отставной полковник Анил Атхале, который до этого не отличался склонностью к прогнозированию столь эпохальных событий. То ли на полковника повлияли заявления о грядущем конце света, то ли у индийских военных открывается дар предвидения после выхода на пенсию, но факт в том, что абсолютно серьезно господин Атхале, как и ряд некоторых представителей индийских СМИ, высказывают слова, что ждать их стране в этом году неизбежного перехода китайской армии через границу. Здесь нужно обратить особое внимание на прогнозируемое время начала событий – лето 2012. Полковник Атхале и редактор Indian Defence Review, Бхарат Верма заявляют, что до лета конфликт не будет начат, так как гималайские перевалы завалены снегом и Китай не начнет свою интервенцию. А вот, мол, как только лучи июньского солнца начнут превращать гималайские снега и льды в воду, то тут и ударит китайская армия по индийской земле. Картина с одной стороны, конечно, логичная – зачем китайцам пробираться в тот же Аруначал-Прадеш по снегам, но с другой стороны – зачем вообще китайскому руководству может понадобиться атаковать своего соседа, пусть даже и отношения с ним, мягко говоря, не вполне дружелюбные. На это сторонники версии Атхале и Верма заявляют, что Китай хочет взять реванш за фактическую неудачу, случившуюся в 1962-м.

Напомним, что тогда китайские войска действительно достаточно неожиданно нанесли удар по спорным территориям, чтобы показать, что и Аруначал-Прадеш и северо-восток Кашмира являются китайскими землями. Осенью 1962 года в конфликте с обеих сторон участвовали до 100 тысяч человек. При этом более 2000 человек погибли, около 2500 были ранены, с индийской стороны оказались пропавшими без вести почти 1700 солдат, офицеров и мирных жителей. Развязавший конфликт Мао Цзэдун рассчитывал, что китайское вторжение поддержит Советский Союз, но 1962-й выдался для Москвы слишком «жарким», чтобы занимать столь авантюрную позицию. Зато Индию вооружениями практически открыто поддержали западные страны, поэтому планам Мао не суждено было сбыться в полной мере. Историки называют ту битву не просто приграничным конфликтом, а попыткой мести со стороны Пекина за то, что Индия предоставила убежище главному китайскому диссиденту – Далай-ламе XIV.

Индийско-китайское вооруженное противостояние повторилось спустя несколько лет. Уже в 1967 году в индийском штате Сикким прошли новые боестолкновения между подразделениями китайской и индийской армий.

Казалось бы, что с тех пор утекло много воды, но многие в Индии до сих пор воспринимают своего северо-восточного соседа как явного агрессора. Именно поэтому слова полковника Атхале не выглядят в Индии беспочвенными опасениями отставного офицера, отдающие «чайнофобией». Ну, а если так, то сделаем попытку проанализировать возможность реального нападения Китая на Индию летом этого года.
Да, территориальный вопрос у Пекина и Нью-Дели до сих пор не урегулирован. Да, остаются разногласия и поводу того же Далай-ламы XIV, который, по мнению официальных властей Китая, находясь в Индии, проводит явно антикитайскую кампанию, призывая дать Тибету независимость. Однако территориальных споров и претензий у Пекина хватает и по отношению к другим государствам. Взять хотя бы Тайвань, который для Пекина является гораздо большим раздражителем, чем северо-восточные индийские территории. Хватает претензий у Китая и к другому государству – Вьетнаму. Связаны эти претензии с дележом акватории Южно-Китайского моря. И к японцам есть у официального Пекина свои вопросы, касающиеся ряда островов, где можно вести активную добычу углеводородов. Но, почему-то господа Атхале и Верма абсолютно уверены, что Китай ударит именно по их стране. А ведь в тех же Японии, Тайване или Вьетнаме найдется добрая сотня своих «отставных полковников», которые напророчат бог весть чего из той же серии…

Нельзя забывать и о том, что приграничные войны между Индией и Китаем, имевшие место в 60-х годах прошлого века, проходили в «безъядерных» условиях. Китай обрел свою ядерную бомбу в 1967-м, а Индия — в 1974 году. И если рассматривать гипотетическое военное противостояния между этим азиатскими гигантами сегодня, то нужно в первую очередь говорить о противостоянии двух мощнейших ядерных держав, для которых есть снег в Гималаях или нет снега в Гималаях – дело двадцатое. При любом конфликте желание нажать на запретную красную кнопку всегда может проявиться как у тех, так и у других. Но нельзя же полностью игнорировать здравый смысл китайского руководства, чтобы предполагать, что Китай начнет свою военную авантюру в то время, когда в мире таких авантюр, и без того, как грязи. Устроить столкновение между двумя мощными армиями общей численностью до 3,5 миллионов «штыков» — это настоящее самоубийство. Конечно, для кого-то на Западе такой сценарий является весьма приемлемым: стравить двух пауков в одной банке, чтобы они там друг друга и пережевали, но сегодняшний Китай – это тот еще прагматик, чтобы легко поддаться на такую провокацию. Тут Далай-лама может сеять сколько угодно зерен независимости Тибета, но Китаю гораздо проще и целесообразнее добраться до самого Далай-ламы, нежели устраивать войну с Индией. У нас тоже есть свой вещатель за рубежом – господин Березовский, так что нам ж теперь – объявлять войну Ее Величеству за то, что она разных проходимцев под своим королевским платьем укрывает…

Поэтому всех индийских граждан с не в меру разыгравшимся воображением стоит успокоить: с войной придется, как минимум, повременить. Это с обычной войной – «горячей», а вот что касается войны экономической между Пекином и Нью-Дели, так тут Китай может и не дожидаться таяния гималайских снегов. Китай вполне в силе сделать такое экономическое предложение, от которого Индии, как говорится, будет трудно отказаться. Экономическое давление порой гораздо действеннее, чем стрелы и пушечные ядра. Для Китая расширение с поглощением сегодня стало делом привычным. На Дальнем Востоке России об этом знают так хорошо, как нигде в мире…