https://www.funkybird.ru/policymaker

Отделения «Голоса» проверит налоговая

Власти, возможно, готовятся ужесточить закон об НКО, для примера проверяют «Голос»

В нескольких региональных подразделениях ассоциации «Голос» идут внеочередные проверки финансовой документации. Госведомства получили задание собрать информацию, чтобы атаковать некоммерческие организации после президентских выборов, опасаются правозащитники.

Внеочередные проверки начаты в нескольких региональных отделениях ассоциации «Голос», занятой мониторингом выборов, рассказал «Газете.Ru» руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков, который представляет интересы «Голоса». Проверяются партнерская организация «Голоса» в Пскове и фонд «Голос-Поволжье» (Самара), уточнил Чиков. Проверки идут в Московском отделении организации, добавил заместитель исполнительного директора «Голоса» Григорий Мельконьянц, в прокуратуру вызван координатор адыгейского отделения «Голоса» Владимир Каратаев, рассказали в фонде «Голос-Поволжье».

Псковское и самарское отделения «Голоса» получили письма из налоговой службы с требованием предоставить финансовую документацию за 2009-2010 годы, а также за 2011 год, рассказал Чиков.

Требование документации за 2011 год незаконно, отмечает собеседник «Газеты.Ru», срок для отчета за прошлый год наступит только в марте 2012 года.

Налоговая служба обращалась в «Голос-Поволжье» неоднократно, говорит руководитель организации Людмила Кузьмина, вслед за письменным требованием предоставить пакет документов стали поступать телефонные звонки. «(Требуют) это, это, это — у меня возникает вопрос: вы закон не знаете? Вы Налоговый кодекс читали? Вы что, не знаете, что вы обязаны оформить это в форме документа? Вы на кого вообще рассчитываете?» — возмущается Кузьмина.

В числе устных требований налоговиков было, в частности, требование сообщить фамилии людей, работающих с «Голосом» в регионах, и «поставщиков услуг» организации, рассказывает Кузьмина.

Выполнить это устное требование собеседница «Газеты.Ru», по ее словам, отказалась. «Делайте комплексную проверку, определяйте, что вы хотите, и приходите», — пересказала правозащитница свой диалог с налоговиками. Кузьмина не исключает, что координаты региональных партнеров «Голоса» и поставщиков услуг (это компания, которая сдает помещение самарскому «Голосу», и организация, где для наблюдателей заказывают такси в ночь после выборов) затребованы у нее для оказания давления на людей и организации. «Чтобы вынудить этих людей отказать нам в предоставлении услуги», — пояснила собеседница «Газеты.Ru».

По словам Кузьминой, больше налоговая служба ее не беспокоила, но сразу после налоговиков свои требования к фонду «Голос-Поволжье» предъявили банкиры. Представитель самарского банка «Приоритет», обслуживающего счет организации, вначале по телефону, а затем в письменном виде потребовал оперативно предоставить договор пожертвования, служащий основанием для получения «Голосом-Поволжье» средств, и «пояснения, подтверждающие экономический смысл операций по пожертвованию».

В требовании банка, которое есть у «Газеты.Ru» , выражена «озабоченность в правомерности проводимых операций по счету» фонда «Голос-Поволжье» в связи с тем, что 95% средств, получаемых организацией от фонда «Голос», имеют назначение платежа «пожертвование».

«Из ранее представленных вашим фондом в банк документов следует, что фонд планировал заниматься изданием газет и проведением иной деятельности в качестве общественной организации. Поэтому было логичным предположить, что и поступления денежных средств на счет фонда должны производиться по результатам осуществления такой деятельности», — говорится в письме банка. В случае непредоставления договора банк грозит приостановить операции по счету фонда.

Все документы есть и у банка, и у Росфинмониторинга, заверяет Кузьмина, а ссылка на устав «Голоса-Поволжье» некорректна: «Устав — это не план годовой работы, он делается на годы: возникнет у нас желание, возможность, благоприятная ситуация — может, мы и будем издавать газету. А сейчас у нас есть программа «Прозрачные выборы», и мы по ней работаем».

С помощью банкиров МВД или налоговая служба хотят получить информацию для нахождения «слабого звена» в «Голосе», считает Кузьмина. «Чтобы прийти. Копать или просто пожирать у нас время», — убеждена собеседница «Газеты.Ru».

В банке «Приоритет» «Газету.Ru» заверили, что запрос документов у фонда «Голос-Поволжье» «не обусловлен какими либо конъюнктурными, политическими, ситуативными и иными соображениями и направлен в рамках текущей деятельности службы финансового мониторинга банка».

«Это стандартная процедура, проводимая банком в отношении всех клиентов», — говорится в ответе на запрос «Газеты.Ru», подписанном первом зампредом правления банка «Приоритет» Т. Кузнецовой. «Документ нужен для выявления характера операции и ее правомочности», — уточняют в банке. Право на запрос документов зафиксировано в договоре, который клиент и банк подписывают при открытии счета, добавляют в банке.

По словам Кузьминой, она выполнила требование банка и теперь ждет «новых докторов» — пожарных и т. п. Одновременно с налоговиками и банком к проверке самарского «Голоса» подключился Минюст, говорит Кузьмина. «И все это вкупе с заявлениями о деньгах госдепа (у «Голоса» иностранное финансирование. — «Газета.Ru») — будто мы их козьими тропами в мешках носим. Мы их не носим козьими тропами в мешках! Цель вижу одну — психологическое давление и блокирование деятельности организации», — говорит собеседница «Газеты.Ru».

В ФНС отказались отвечать на запрос «Газеты.Ru» о проверках. «Это внутренняя информация, она не может быть предоставлена», — сказала представитель ведомства «Газете.Ru».

«Голос» сталкивается с проблемами и в других регионах. Координатором «Голоса» в Адыгее Владимиром Каратаевым заинтересовалась прокуратура. По словам Каратаева, его пытались вызвать в ведомство по телефону со всеми документами. Дождавшись письменного документа, правозащитник увидел требование предоставить бумаги, на основании которых «Голос» работает в республике, а также документы о праве владения организацией недвижимостью. «За несколько дней до этого мне передали разговор с одним государственным «правозащитником», который очень много распространялся насчет «Голоса», который, по его мнению, подрывает государственные устои. И грозил тем, что нами скоро займется прокуратура. Вот и занялась», — рассказал Каратаев.

«Логика очень странная у этих чиновников. «Голос», который добивается соблюдения российских законов во время выборов и обучает этому граждан (а мы готовили наблюдателей и членов комиссий для КПРФ и «СР»), подрывает устои, а те, кто законы нарушает, выходит, патриоты?» — недоумевает Каратаев.

Власти явно готовят атаку на НКО, и их цель не все организации, которые финансируются из-за рубежа, они хотят «разделить все организации на лояльные (или социально ориентированные) и те, которые мешают, которые контролируют, которые, по мнению властей, пытаются захватывать какие-то властные полномочия (так о «Голосе» накануне парламентских выборов писал глава ЦИК Владимир Чуров), а также те, которые заставляют власть где-то там тесниться и получать по рукам за явно незаконные действия», полагает Чиков. «Голос» может быть выбран в качестве «жертвенного барана», на примере которого можно будет серьезно ухудшить положение «всех неправительственных организаций, с одной стороны, занимающихся общественным контролем над всеми околополитическими событиями (я имею в виду избирательный процесс), и не только», считает Чиков.

Ранее о необходимости «оградить» российскую политику от иностранного финансирования говорил премьер-министр Владимир Путин. Необходимость разделения НКО на «политические» и «неполитические» в начале февраля обсуждали политические клубы партии «Единая Россия». «Я не исключаю реформирования законодательства об НКО: в какой-то части, может быть, ужесточения и усиления контроля, в какой-то части систематизации, в какой-то части просто наведения порядка», — говорит руководитель НП «Юристы за гражданское общество», член Общественной палаты Дарья Милославская. Предпосылки ко всем трем направлениям изменения законодательства у нас есть, считает юрист. Мельконьянц надеется, что проверки региональных отделений «Голоса» не будут иметь последствий: «Может быть, они проверят, ничего не найдут и успокоятся».