https://www.funkybird.ru/policymaker

Операция «Бескозырка». Специальный репортаж Сладкова

Сейчас в России идет борьба за голоса, на каждом митинге считают: десять тысяч человек пришли, сто тысяч! А в Новороссийске мероприятия прошли без политических страстей. Огромный город, и все население пришло — и правые, и левые, все те, кто чтят нашу историю, кто уважает память тех морских пехотинцев и десантников, что погибли здесь в 1943 году.

Новороссийск — важнейший порт России на Черном море. Сюда приходят большие торговые суда и боевые корабли. Здесь же разместится и наша главная южная военно-морская база, когда ее окончательно переведут из Севастополя. О войне напоминают только памятники.
Немцам удалось захватить Новороссийск и практически все южное побережье. В 1943 году наши войска попытались выбить врага одним махом! Высадили десант на «Малой земле» – отвлекающий, 274 человека. Основная масса морпехов захватила плацдарм в другом месте — в Южной Озерейке. Удержались те, кто не должны были выжить — на «Малой земле».

Научный сотрудник Новороссийского исторического музея Юрий Антипин напомнил: «Их задача была — отвлечь силы немцев от основного десанта, продержаться какое-то количество времени. Потом тех, кто остался бы в живых, сняли бы обратно катерами. Но основной десант потерпел неудачу. Чуть больше полутора тысяч человек, которые высадились, в течение трех суток вели бои в полном окружении. В конечном счете, у них закончились боеприпасы, они были большей частью уничтожены, а часть попала в плен».

Центр Новороссийска, Площадь Героев. Отсюда начинается шествие. Зажигают два факела и отправляются: один – на «Малую землю», другой – в Южную Озерейку. По традиции, факелы несут ветераны. Участников первых десантов, к сожалению, в живых нет, но те, кто приняли их знамена, шли на помощь – в этом строю.

На БТРе — ветеран-«малоземелец» Петр Стефанович Богомазов. Ему 88 лет, но он с факелом на броне, и все это действие называется «Операция «Бескозырка». «Дали мне Мосина винтовку. Ее длина 1, 66 метра, а у меня было один метр 58 сантиметров. Вот такое было начало моей службы, такая была обстановка, что меня забрали. Брали всех подчистую, не смотрели ни на то, что хромой, косой или еще какой-нибудь дефект. Нужно было кому-то идти под ружье», — вспоминает ветеран.

Отвлекающий десант не сдавался. Высадились еще два отряда, немцы контратаковали, но этот пятачок земли удалось удержать. И этот плацдарм был объявлен главным. Туда высадились еще две бригады морпехов, пять партизанских отрядов, стрелковая бригада и противотанковый полк.

В этом месте проходил рубеж обороны «Малой земли». Факелы зажгли на Площади Героев, отсюда официально начинается шествие. Здесь нет политических лозунгов, нет свободолюбивых бардов, нет заводил и горлопанов. Люди пришли не по приказу и не за деньги, не за горячий чай — это их личный выбор!

Идти предстоит три километра. Всюду горящие свечи — на бордюрах, на заборах, в каждом окне. «На «Малой земле» высаживалась одна застава. Она действовала как будто по охране тыла, но тыла-то никакого не было у нас на «Малой земле». Ее периодически меняли, меняли тех, кто остался жив. Чаще менять ничего не приходилось, поэтому ее дополняли. По 15-17 атак было в день, но наш десант не дрогнул», — рассказывает Петр Богомазов.

Поисковик Виктор свою фамилию предпочитает не называть. Он местный, из Новороссийска, раскопки ведет более 50 лет, имеет массу интересных находок. Виктор в истории Новороссийска — настоящий эксперт. Он говорит, что земля не обманет, в ней видно все. «Старожилы говорили, что когда немцы убегали отсюда на Таманский полуостров, то тут за каждый хутор бои были. Когда я с пастухами разговаривал, они рассказывали, что на хуторах поисковикам до сих пор работы непочатый край», — поясняет Виктор.

Среди находок — немецкие жетоны, медаль, которую называют «Мороженое мясо». Фашисты ее давали за Москву! По словам Виктора, это подтверждает, что многих сюда из-под Москвы кинули. Есть у него штык-ножи — много всего…

Гимназия номер один, детский патриотический клуб «Малоземелец». Здесь работа кипит: идут встречи с ветеранами, проводятся конференции, вечера. К этому никто никого не принуждает. Девчата и ребята из клуба стоят у Вечного огня в Новороссийске на посту номер один. С 1975 года начальник поста – 95-летний ветеран Виталий Лесик. Его знает весь город. Много из тех, кто стоял тут, связали свою судьбу с армией и стали героями. Виталий Лесик помнит тех, кого воспитал в клубе «Малоземелец». Показывая фотографии, он поясняет: «Герой России Палатиди. Это те, которые были у меня на посту. Вот Бабич Олег, капитан-танкист, который погиб в Чечне. Свыше пяти тысяч человек прошли через пост номер один, которые пошли в военные училища и посвятили свою жизнь защите Отечества».

Выход на пост номер один. В столице у Вечного огня несет службу Президентский полк, в Новороссийске — гимназисты. Виталий Лесик учит их правильно ходить. У самого него строевой шаг, как говорят, в пояс. Караул выставляется с понедельника по пятницу, с девяти до пятнадцати часов. Память бессмертна!

Ветеран Великой Отечественной войны Петр Богомазов уверен: «Малая земля» сыграла большую роль. Правильно Брежнев сказал, что за все пребывание на фронте он не видел больше ожесточенных кровопролитных боев, чем на «Малой земле». Потери огромные были!»

И вот мы у кромки морской воды. Здесь высадился первый десант. Начался традиционный митинг и имитация происходившего здесь 69 девять лет назад — повторение клятвы тех, кто оборонял этот плацдарм в сорок третьем году. Морской пехотинец заходит в ледяную февральскую воду по грудь и опускает на волны венок и бескозырку. Этот ритуал повторяется здесь из года в год.