https://www.funkybird.ru/policymaker

Афганистан, за что мы заплатили кровью?

Война в Афганистане унесла тысячи жизней лучших советских солдат, преданно служивших идеалам предавшей их Родины – примерно такой формулировкой оценивают современные политики и историки события почти тридцати трехлетней давности. Однако существуют и другие мнения относительно ввода советского контингента в этот горный край. Ниже пойдет речь о причинах решения советских лидеров направить сороковую армию для борьбы с моджахедами и душманами, а также их последствиями как для Советского Союза и Афганистана, так и для других заинтересованных международных субъектов.

Рассматривая события начала восьмидесятых, следует сказать о том, что Афганистан интересовал Советский Союз исключительно с точки зрения собственной безопасности. Во-первых, особым вниманием территория этого государства пользовалась у стратегического противника Советов – США и уступать влияние в регионе было непредусмотрительно. Во-вторых, наличие общей границы обязывало советских чиновников внимательно следить за происходящими преобразованиями внутри государства-соседа. В-третьих, произошедшая в апреле 1978 года революция, в результате которой пришел к власти коммунистический лидер Нур Мухаммед Тараки, вынуждало оказать поддержку становлению социалистического государства в этой крайне отсталой стране. Вскоре попытки провести реформы натолкнулись на сопротивление консервативной части общества, ещё до ввода советских войс в Афганистан, там началась гражданская война. В сентябре 1979 года в Афганистане произошёл новый переворот — Тараки был свергнут, власть захватил Амин.

Апрельская революция и гражданская война в Афганистане оказались для советских лидеров одним из тех неприятных и нежеланных сюрпризов, которые оказали значительное влияние на геополитическую ситуацию в регионе. С одной стороны, торжество прокоммунистической партии должно быть воспринято как идеологическая победа, но с другой СССР оказался совершенно не готов к такому развитию событий. Для становления развитого социализма в мусульманской стране, подавляющая часть населения которого являлась неграмотным, требовались колоссальные затраты. Кроме финансовых вливаний, Афганистан нуждался в интеллектуальной поддержке, так как собственные специалисты практически во всех сферах жизни государства отсутствовали. Общество все еще пребывало на стадии феодализма. По сути, советские чиновники были поставлены перед сложным выбором: оказать встающему на путь социализма Афганистану помощь и понести огромные издержки, либо потерять долю авторитета на международной арене и получить охваченную гражданской войной страну на своей южной границе, отказавшись вмешиваться. СССР предпочел вмешаться в конфликт.

Принимая решение о вводе советских военных сил, многие из политиков не понимали, что на самом деле представляет эта воинственная страна. Операцию планировалось провести молниеносно, однако в этом и был главный просчет руководства. Идея продемонстрировать мощь Советской Армии международному сообществу, мягко говоря, оказалась неудачной. Однако громкие обвинения в адрес советских чиновников, принявших решение о вводе советских войск на территорию горного государства, нельзя назвать обоснованными. Некоторые политологи утверждают, что иного выхода у Союза попросту не было. В случае отказа от участия в судьбе Афганистана, поддержку одной из сторон оказало бы США, с последующим размещением системы ракет, нацеленных в известном направлении. Сегодня российский обыватель при упоминании об афганской войне именует ее бессмысленной и неудачной, некоторые авторы называют события в этом государстве сокрушительным поражением. Однако подобные утверждения поверхностны и базируются на ограниченности восприятия и нехватке знаний в данном вопросе.

Лучшие солдаты из элитных подразделений были брошены на борьбу с моджахедами и душманами, воевать советским воинами пришлось со значительной частью местного населения. Просоветские правительства Кармаля, а затем и Наджибуллы не смогли выполнить своих обещаний, применяли силовые методы сохранения власти. Местные жители, фанатично охранявшие свою свободу, восприняли подобные акции как попытку ее ограничить. Умелая пропаганда оппозиции усилила пожар гражданской войны. Сложность проведения военных операций заключалась в особой специфике страны: население предпочитало партизанский вариант противоборства и оказалось хорошо вооружено. Кроме того, афганцы с самого раннего возраста упражнялись во владении холодным и огнестрельным оружием, хотя и не имели достаточных познаний в тактике и стратегии.

Усугубляла ситуацию также военная помощь восставшим со стороны США, Пакистана, Египта, Ирана, а также Саудовской Аравии и даже КНР.

Европейские печатные издания активно распространяли шокирующие факты «советской оккупации мирного Афганистана», что позволяло проамериканским государствам направлять повстанцам вооружение. Европейские державы направляли в регион новейшие типы оружия с целью их испытания и демонстрации, прикрывая свои истинные цели разговорами о поддержке свободной нации. Беженцы из «горячей точки» принимались в основном исламистскими государствами. Сегодня становятся известными вопиющие факты разворовывания гуманитарной помощи чиновниками Пакистана, а также вербовки несчастных в отряды боевиков. Лидеры воюющей оппозиции охотно пользовались неграмотностью и фанатичностью местного населения, вооружая их против советских солдат. Многие из рядовых боевиков искренне полагали, что защищают свое отечество и за смерть неверных коммунистов могут заслужить рай после смерти. Кроме того, в ходе вооруженных столкновений выяснилась полная неспособность и нежелание правительственной армии Афганистана проливать кровь за коммунистические идеалы.

Боевые действия в горных районах приносили серьезные потери личного состава, однако армия приобрела значительный боевой опыт. Офицеры и рядовые проявляли поразительное мужество и преданность, операции проводились на самом высоком уровне, громкую известность получили советские десантники. Однако воевать с афганцами оказалось далеко не просто. Потерпев сокрушительное поражение в открытых столкновениях, они перешли к совершенно новой для советской армии тактике многочисленных засад, стихийных нападений, ночных вылазок и установки растяжек, а также минированию мостов, переправ и дорог. Противник обладал широкой агентурной сетью и, порой, был осведомлен о предстоящих операциях очень подробно. Потери среди советских солдат стали нарастать. Лидеры оппозиции имели высокий уровень образования, в том числе в военном деле, причем каждый из них принадлежал к состоятельному сословию, что поддерживало уважение к ним со стороны местного населения. Однако грамотных командиров невысокого ранга у повстанцев не хватало, и это обстоятельство как могли использовали русские.

Советское правительство, направляя военный контингент, не учло национальных особенностей страны, что также увеличило человеческие потери. Нередко мирные жители, брались за оружие под покровом ночи и вырезали спящих русских воинов. Как показала практика, законы европейской войны азиатами не соблюдаются, а проявления чести вообще воспринимаются как слабость и презираются. Повстанцы не были однородны. Среди них выделялись несколько группировок, главными из которых считались умеренные националисты и исламские фундаменталисты. В обеих группировках присутствовали сунниты, в то время как небольшая часть мусульман — шиитов, также имела свои партии и бандформирования.

Поток вооружения повстанцам был налажен из Пакистана караванным способом. В целях блокировки поставок через пакистанскую границу советскими командирами разрабатывались различные операции, однако сделать это на практике так и не удалось. Несмотря на то, что основная пограничная линия оказалась перекрытой, вооружение продолжало поступать, хотя и в меньших объемах. Душманы и маджахеды получали военную помощь караванами, проходившими по узким и неизвестным горным тропам, блокировать которые полностью оказалось не под силу сороковой советской армии.

В результате более чем девяти лет ожесточенных сражений, повлекших колоссальные человеческие, экономические и моральные издержки, военный контингент так и не добился сколько-нибудь существенного результата. Афганистан, по словам отдельных политологов, стал «черной дырой», с неимоверной скоростью поглощавшей миллионы советских рублей и тысячи человеческих жизней.

С начала 1985 года советское правительство начинает предпринимать попытки установления диалога с наиболее адекватными лидерами бандформирований. Тактика советского военного командования изменилась и теперь представляла собой организацию засад, а также проведение отдельных разведывательных операций, масштабные зачистки прекратились. Правительственная армия получила ценный боевой опыт и могла осуществлять важные военные мероприятия самостоятельно. Постепенно начался вывод контингента из страны. В 1986 выводятся шесть полков, а НДПА публично отказывается от монополии на власть в государстве. В Афганистане начинается новый этап развития, к счастью, менее кровавый, чем предыдущий.

Результатом афганской войны для Советского Союза явилось нарастание недовольства среди граждан. Многие просто не понимали причин и целей действий правительства. Они отказывались верить в выдвигаемые лозунги, а в обществе появилось недоверие, подпитываемое рассказами о зверствах и неудачах в боях с моджахедами, а также слезами родителей, потерявших своих сыновей. Последствия брожения мнений, вызванных афганской войной, проявляются до сих пор в современной России.

Международное сообщество, к большому сожалению, не учло печального опыта СССР и через несколько десятилетий на территорию Афганистана вступили натовские войска. Сегодня проблема вывода контингента является одной из самых острых проблем военно-политического альянса.