https://www.funkybird.ru/policymaker

С чего начинается роскошь?

Министерство экономического развития готовит предложения о том, кто должен платить налог на роскошь.

Близится введение налога на роскошь. Уже со следующего года его могут начать платить особо состоятельные граждане, располагающие жилой недвижимостью от 1000 квадратных метров, а заодно с ними и не очень состоятельные, ездящие на автомобилях с мощностью двигателя 200-250 лошадиных сил, рассказал «Известиям» замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. В настоящий момент ведомство занято подготовкой соответствующих предложений.

Странный, однако, подход у министерства. Неужели жилая роскошь начинается именно с 1000 квадратных метров, а не с 500, 700 ила хотя бы 900? И почему именно 200-250 лошадиных сил послужили точкой отсчета роскоши на дорогах?

«Я объясню, откуда взялась такая цифра – тысяча квадратных метров, — рассказал г-н Воскресенский. — Для нас главное, чтобы под этот налог не попал средний класс. Понятно, что тот, у кого недвижимость такой большой площади, под определение среднего класса точно не попадает. Разумеется, собственников такой недвижимости, а значит и плательщиков, будет немного, большую часть налога на роскошь может дать транспортный налог. Но все равно суммы будут невелики. Но главное – не дожидаться, пока будет введен налог на недвижимость, повышенный налог на имущество физических лиц может быть введен уже сейчас».

Значит, налог на недвижимость, словно мокрое одеяло, упадет на нас все равно? В чем же тогда смысл «тысячеметрового» налога? Уж не в том ли, что настоящие деньги мытари возьмут абсолютно со всех, а не только с самых богатых? Получается, налог на роскошь – это такая «дурилка», чтобы остальным не так обидно было, когда их тоже обложат?

Что касается автомобилей, то для них точная граница роскоши еще не определена. По словам Воскресенского, сейчас обсуждается несколько ориентиров — роскошным может быть признано транспортное средство мощностью как 200, так и 250 лошадиных сил. При этом стоимость автомобиля как исходный и основной параметр решили не трогать. По логике разработчиков: чтобы авто не продавали «в серую», получая большую часть оплаты «в конверте».

Представить это, впрочем, нелегко. Это что же, автосалоны выставят на «феррари», «мазератти» и «порше» цены бюджетных иномарок, а налетевшим на «халяву» покупателям станут объяснять, что их здесь не стояло? Криминальная получается схема, раскрываемая в момент. Что-нибудь иное здесь придумать трудно.

Источник в Минфине рассказал, что ведомство также работает над параметрами нового налога, но к единому знаменателю еще не пришло. «Транспортный налог приносит в год всего лишь около одного процента всех поступлений, — говорит чиновник. – Половину объема платят владельцы автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил. И даже если для остальных мы повысим налог в два раза, поступления в бюджет вырастут только на полпроцента. Стоит ли ради этого огород городить?»

В Минфине также считают, что существует множество вариантов, позволяющих минимизировать налог на дорогие автомобили. Например, автомобиль может быть перерегистрирован на компанию в одном из российских регионов, где терпимо относятся к богатым. Например, сейчас в Чечне ставка транспортного налога для автомобиля мощностью свыше 250 л. с. составляет всего лишь 15 рублей за л. с., тогда как в Москве этот сбор в 10 раз больше — 150 рублей за л. с.

И вот здесь хотелось бы квалифицированно возразить. Автор этих строк имеет некоторое представление о бухучете, сдавал некогда квартальные и годовые отчеты в налоговую. Перерегистрировать частный автомобиль на фирму совсем не так просто. Для этого фирма должна его у частного лица купить. А любые покупки такого рода должны оплачиваться из прибыли. Нет прибыли – нет приобретений, таково правило. Следовательно, компания должна сформировать и показать прибыль, чего в обычных условиях она старается либо не делать вообще, раздувая затраты на ведение бизнеса, либо показывать прибыль чисто символическую, в несколько тысяч рублей (кому же охота платить налог на прибыль?). Кроме того, зарегистрированный на фирму автомобиль формально становится ее собственностью и попадает в обеспечение долгов при банкротстве. Вряд ли собственник авто очень уж охотно пойдет на все это.

Эксперты полагают, что сам выбор критериев роскоши неверен. «С 2000 года концепция реформирования имущественных налогов предполагает формулу «более дорогое имущество должно облагаться большими налогами», — говорит руководитель налогового комитета «ОПОРы России» Михаил Орлов. – Между тем, стоимость 1000 кв. метров в Москве и Сибири абсолютно разная, поэтому нам кажется, что все-таки при расчете «роскоши» стоит исходить из стоимости, а не площади или мощности двигателя».

Напомним, что о необходимости увеличить налоги на предметы роскоши заявил глава правительства Владимир Путин, выступая на съезде «Единой России» в конце ноября. На форуме Российского союза промышленников и предпринимателей он еще раз подтвердил свою точку зрения. По его мнению, сравнительно низкие сборы не должны смущать — налог на богатство должен носить не фискальный, а «морально-этический характер».

Судя по последним предложениям разрабатывающих ведомств, налог имеет все шансы перейти из морально-этического в морально-оптический, то есть стать чисто формальным нововведением, придуманным неизвестно для чего. Куда полезнее было бы заняться отменой плоской шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – уплатил сполна и покупай на оставшееся что хочешь, никого не волнует. Но эту «священную корову» наши власти резать не хотят ни за что. Интересно, почему?