https://www.funkybird.ru/policymaker

Про «эту страну»: нравственный шок

Нравственный шок от пляски двадцатилетних дур в Храме Христа Спасителя поставили меня пред вопросом: что лучше? Открытый перелом русских основ и традиций? Или закрытый перелом? Ответ – оба хуже, чур не говорить.

Вот есть некто Сергей Пахотин. Фаворит сайта Оpenspace, ресурса пропаганды либеральных ценностей и изощренного выворачивания русского самосознания через матрицы культуры и искусства.

Полгода назад Оpenspace объявил конкурс читательских фотоисторий под названием: «Нравы и обычаи русского народа». Читатели заваливали своими историями. И каково же было удивление? «Как бы нам, возможно, ни казалось это странным, — цитирую сайт, — эта страна по-прежнему получает питательные соки из прошлого: и здоровые, и болезненные».

Сергей Пахотин объявлен победителем конкурса, он получил денежное вознаграждение. Вот взгляд Сергея Пахотина на «Нравы и обычаи русского народа», на Великорецкий крестный ход, на «болезненные питательные соки». Читаешь и думаешь: неужто русский человек писал?

«Великорецкий крестный ход проходит каждое лето, с 3 по 8 июня, с середины XVI века. В этом году в нем приняло участие примерно 25 тысяч человек, это самый массовый и продолжительный крестный ход в России. Шесть дней под проливным дождем, через леса и болота, сквозь обезлюдевшие деревни Кировской области. Юродивые, семинаристы, старухи, побирушки, сиделые, странники — тысячи и тысячи тянутся бесконечной толпой по бездорожью. Под ногами грязь и глина по колено, многие идут босиком, закутавшись от дождя в мусорные пакеты. На время привала люди располагаются в поле разноцветным людским ковром, им не хватает места. Начинается ливень, дети и старухи заворачиваются в куски полиэтилена для теплиц.

Ночевки и привалы — под открытым небом, еда — раз в день, с полевых кухонь раздают несоленую гречневую кашу и разливают кипяток. Жители деревень, через которые тянется многотысячная процессия, выносят на двор домашнюю стряпню, кто чем богат. Сотни жадных рук разбирают еду в считанные минуты. В поселках побольше странники бесконечным потоком вливаются в стены ПТУ, школ, больниц, ложатся прямо на пол, рядами. Вечерняя молитва и сон, подъем — в три часа утра, еще затемно. 18 часов хода, паломники покрывают до 60 километров в день. Ежегодно на Великорецком крестном ходе умирает несколько участников преклонного возраста.

Глухонемой алтарник руководит движением, певчие и клир тонут в грязи. Впереди Великорецкая икона Николая Мирликийского Чудотворца, ее несут по трое, сменяясь. Именно с ней связан этот древний обряд. Церковное предание сообщает о чудесном обретении образа крестьянином Семеном Агалаковым на берегу реки Великой:

«Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

Икону перенесли в ближайший крупный город — Хлынов (в будущем Киров), с условием каждый год возвращать ее к месту чудесного обретения. С тех пор эта традиция не прерывалась ни на один год, даже в период атеистических гонений. В 60-е в день праздника лесные дороги перекрывали солдаты и милицейские кордоны, Великорецкий источник залили цементом. Это не остановило паломников, бродяги и нищие продолжали идти через лес окольными путями к своей цели. Это одна из древнейших из ныне сохранившихся религиозных традиций в России, носящих массовый характер. Поистине народный, хтонический культ, переживающий странный расцвет в последние годы».