https://www.funkybird.ru/policymaker

Ежегодный прогноз: 2012 часть 2

Бывший Советский Союз

Проблемы России

В 2012 году Кремль столкнется с множеством проблем: общественные беспорядки, реорганизация российской политической структуры (внутри и за пределами Кремля) и серьезные экономические сдвиги, возникшие вследствие финансового кризиса в Европе. Общественное недовольство, открыто продемонстрированное в конце 2011 года, будет нарастать вплоть до президентских выборов в марте 2012 года.

Главе кремлевского правительства Владимиру Путину придется заново формировать политический ландшафт, отказавшись от схемы, где доминирующую позицию занимает его партия в пользу схемы, в которой будет учитываться рост поддержки националистов и нового класса молодых либеральных активистов. Одновременно с этим, Путин будет реорганизовывать круг верных Кремлю людей, которые позволили внутренней конкуренции отвлечь их внимание от их роли в решении проблемы общественного недовольства в России и финансовых трудностей. Ничто из этого не может серьезно повредить авторитету Путина. Кремлю также необходимо будет пересмотреть свою экономическую политику в 2012 году, чтобы внести в нее изменения по сравнению с предыдущими планами, включая миллиарды долларов инвестиций из Европы в наиболее стратегически значимые секторы экономики России. Кризис в Европе приведет к тому, что многие подобные инвестиции будут существенно сокращены, поэтому Кремлю необходимо будет преобразовать свои экономические планы на модернизацию и приватизацию и финансировать многие проекты самостоятельно. Путину удастся обойти все эти препятствия, хотя Кремль потратит на это множество усилий. Кроме того, ни один из этих факторов не сможет коренным образом изменить направление политики России — как внутренней, так и внешней.

Укрепление позиций России

В 2012 году Россия продолжит укреплять свое влияние на территории бывшей советской периферии, в частности она оформит свои отношения со многими бывшими советскими республиками. Россия будет основываться на своем Таможенном союзе с Белоруссией и Казахстаном, пытаясь преобразовать его в Единое экономическое пространство (ЕЭС). Эта более обширная организация позволит границам российского влияния в Минске и Астане, а также в новых членах союза, таких как Киргизия и, возможно, Таджикистан, перейти из экономической в политическую сферу и в сферу безопасности, поскольку Москва сейчас закладывает основы для формирования, в конечном счете, Евразийского союза, который, как она надеется, появится уже примерно в 2015 году.

Поскольку шансы Украины сблизиться с Евросоюзом уменьшаются, Киев рано или поздно поймет, что Москва — это единственная внешняя сила, на которую стоит рассчитывать. Россия сможет воспользоваться неспособностью Украины маневрировать и получит доступ к стратегическим украинским активам, включая вероятный контроль над миноритарными акционерами в системе поставок природного газа. Однако Украина продолжит сопротивляться официальному оформлению влияния России посредством ЕЭС, поддерживая некоторый уровень сотрудничества с Западом.

В странах Прибалтики, которые в отличие от бывших республик Советского Cоюза представляют собой преданных членов НАТО и Евросоюза, конечной целью России является нейтрализация прозападной и антироссийской политики этих государств — целью, к достижению которой в Латвии Россия приблизится в 2012 году. Она столкнется с неудачей в Литве, однако последняя не сможет серьезно повлиять на маневры России в регионе из-за непрекращающихся сложностей у ее главных сторонников: НАТО и Евросоюза.

Россия и Запад

Россия продолжит искать пути выхода из различных кризисных ситуаций в отношениях с Западом — главным образом, с США и НАТО — в попытке оформить свои отношения с Европой. Продолжится противостояние Москвы и Вашингтона в вопросах противоракетной обороны и поддержки США Центральной Европы, и реакцией России на продолжающийся конфликт будет усиление давления на Центральную Европу в области безопасности и укрепление ее экономического присутствия в регионе. Россия использует эти кризисы для того чтобы углубить раскол между европейскими странами, между европейцами и США и внутри НАТО, при этом всячески давая понять, что ее вынуждают действовать агрессивно. Ситуация в сфере безопасности станет более напряженной, и Москва постарается довести эти конфликты до крайней точки, однако полностью рвать отношения с США Россия не станет — такой баланс сложно поддерживать.

Россия также использует финансовые и политические кризисы в Европе, чтобы укрепить свое влияние в стратегических странах и секторах. Москва и Берлин продолжат поддерживать тесные отношения, особенно в сфере экономики и безопасности, однако Россия сфокусирует свое внимание на Центральной Европе в сферах безопасности и энергетики и на накапливании активов. В Европе у России нет настоящих противников, поскольку европейцы будут поглощены своими внутренними проблемами и делами Евросоюза. Однако это вовсе не означает, что у России есть бесплатный пропуск в Европу, поскольку ей все же предстоит справиться с внутренними последствиями кризиса ее соседей.

Центральная Азия

В 2012 году стабильность в Центральной Азии будет подорвана множеством факторов, однако в предстоящем году они не смогут привести к масштабному перелому в регионе. По всему региону пройдут протесты вокруг ухудшающейся экономической ситуации, особенно это актуально для Казахстана, однако эти протесты не выйдут за рамки региона и не приведут к разрушительному насилию. Серьезные проблемы в банковском секторе Казахстана могут вылиться в финансовый кризис, хотя правительству удастся справиться с трудностями и сдерживать его в течение 2012 года, используя накопления из доходов от продажи нефти.

Более актуальной проблемой является рост военной активности исламистов в регионе. Единичные атаки будут происходить в Казахстане, а Киргизия, Таджикистан и Узбекистан могут столкнуться с ростом числа подобных атак. Однако эти нападения не позволят исламистам достичь их стратегической цели, заключающейся в свержении режимов и их объединении в транснациональное движение, которое будет в силах дестабилизировать ситуацию в регионе. В дополнение к этим проблемам в сфере безопасности надвигающаяся необходимость смены лидеров Казахстана и Узбекистана, которые занимали свои посты в течение длительного времени, вызовет напряженность в политической сфере. Тем не менее, не беря в расчет внезапную смерть одного из лидеров этих двух стран, масштабных политических переворотов не ожидается.