https://www.funkybird.ru/policymaker

Молдавия готова сбивать самолеты российских ВВС

Россияне уже давно успели заметить достаточно странную тенденцию: чем больше граждан той или иной бывшей Советской Республики приезжает на заработки в Россию, тем сильнее увеличивается желание властей этой Республики нагадить на отношения с Россией. Так было с господином Саакашвили, который, нападая на Южную Осетию, видимо, забыл, что в одной только центральной России «трудятся» десятки тысяч людей с грузинским паспортом. Так было и с Эмомали Рахмоном, который, задерживая экипаж самолетов, двигающихся из Афганистана в Россию, запамятовал, что с помощью переводов Western Union Таджикистан получает от гастарбайтеров из Москвы до миллиарда долларов ежегодно. Похоже, что по этому же тернистому пути решили пойти и недооформившиеся молдавские власти.

На днях стало известно, что молдавский парламент, который теперь даже устраивает совместные заседания с парламентом румынским, решил принять закон о защите молдавского воздушного пространства. Большинство самих молдаван сначала толком не поняли, кто же является тем агрессором, который буквально закрывает своим вороненым крылом голубое небо Бессарабии. Уж не против ли перелетных грачей или скворцов направлен молдавский закон… Но молдавские парламентарии успели дать понять, от кого же они решили защитить свое небо.

Все дело в том, что Молдавия своим воздушным пространством считает и небеса Приднестровья, на что у Тирасполя, естественно, свое мнение. А в этом самом Приднестровье располагается российский миротворческий контингент, который и снабжается из России чаще всего посредством воздушного сообщения. Выходит, что отныне, если над территорией Молдавии появится российский самолет, транспортирующий грузы российским же «голубым каскам», то молдавские власти воспримут это как акт открытой агрессии и готовы будут принять меры. Кому-то такой расклад может показаться совершенно невероятным и даже надуманным, но события последних дней показывают, что молдавские парламентарии так думают всерьез.

Молдавский министр обороны напрямую заявил, что если его государство столкнется с фактом нарушения воздушного пространства, то с земли будут немедленно подняты молдавские самолеты, «вражеский» борт тут же попадет под прицелы наземных средств ПВО, а дальше: предупреждение пилоту, выстрел «в воздух» и, наконец, стрельба на поражение воздушного судна. Исходя из этих слов Виталие Маринуцэ, можно сделать вывод, что Кишинев хочет обязать Москву всякий раз запрашивать разрешения на полеты российских самолетов над территорией Приднестровья, которое, по мнению молдаван, остается неотъемлемой частью единой Молдовы. Но, можно предположить, что даже если такие запросы будут иметь место, не факт, что официальный Кишинев будет отвечать на них положительно.

Справка о составе ПВО и авиации Молдовы на 2007 год

Численность личного состава ВВС и войск ПВО Национальной армии Республики Молдова — 1,05 тыс. человек (2007г.). В боевом составе имеются:
— авиационная база «Дечебал» (Маркулешты): ок. 450 человек, 5 Ми-8 и 6 неиспользуемых истребителей МиГ-29. По состоянию на 2007 год на аэродроме в Маркулештах осталось 6 истребителей МиГ-29. Все в рабочем состоянии.
— отдельная смешанная авиационная эскадрилья (Кишинев): ок 200 человек, 5 Ан-2, 3 Ан-24 и Ан-26, 3 Ан-72, 5 PZL-104 «Вильга-35» и 1 Як-18Т, 3 Ми-8, 4 Ми-2;
— правительственное авиазвено: пассажирские самолеты Ту-134 и Як-42;
-зенитная ракетная бригада «Дмитрие Кантемир» (прикрывает Кишинев): 470 человек, 12 ПУ ЗРК С-200, 18 ПУ ЗРК С-75, 16 ПУ ЗРК С-125.

Войска ПВО практически обескровлены- системы ПВО списаны на 80 % по техническому состоянию и срокам службы, а также по причине низкой подготовки офицеров –ракетчиков, качества обучения в Военной Академии Молдовы и Военных академиях Румынии.

Такое же состояние наблюдается и в авиации. Отсутствие летательных аппаратов, увольнение офицеров с опытом летной и летно-боевой работы привело к катастрофическому положению части. Летный учебный центр при Кишиневском аэродроме не дает достаточно летной и боевой практики курсантам на спортивных самолетах.

Подполковник запаса ВС Молдовы, военный психолог, геодезист, военный аналитик Парчевский Николай Васильевич – Молдавия
Вооруженные силы Молдовы на современном этапе Казалось бы, 240 миллионов долларов – не та сумма, на которую можно всерьез «затариться» образцами новой военной техники, но для покупки дюжины самолетов «с налетом» американского или британского производства может вполне хватить. Но есть ли у независимой Молдавии, которая никак не может избрать президента цивилизованными способами, средства для покупки даже такой военной техники? В связи с этим стоит напомнить, что Молдавия сегодня официально признана самым бедным государством Европы. ВВП на душу населения в Молдове составляет немногим более 2000 долларов по итогам 2011 года. Это, кстати, почти в три раза ниже, чем аналогичный показатель в Белоруссии.

Получается, что Кишиневу было бы неплохо изыскать средства на выполнение социальных обязательств перед гражданами, прежде чем тратиться на вооружение. Но Кишинев, по всей видимости, и не собирается тратить деньги на закупку военных самолетов и вертолетов из своего хлипкого бюджета. Очевидно, премьер-министр Влад Филат рассчитывает на иностранную помощь. И вполне возможно, что эту помощь Молдавии могут оказать натовские государства, в первую очередь, конечно, Румыния. Ведь недаром румынские парламентарии столь активно проводят совместные заседания с молдавскими законодателями.

Можно было бы подумать, что НАТО готовится рассматривать вопрос о вступлении в Альянс самой Молдавии, как уже было с Грузией образца 2008. Но по объективным причинам НАТО не решиться на такой авантюрный ход. Гораздо более очевидной видится ситуация, при которой активную помощь в защите голубого молдавского неба НАТО окажет в виде выделения тех самых 240 миллионов долларов. А что! Для НАТО такой ход вполне приемлем. Во-первых, это может стать очередным шагом по усилению влияния Альянса в зоне интересов России. Во-вторых, НАТО может сбыть ржавеющие самолеты молдавской стороне за кредитные средства, которые Кишиневу и выдаст. В итоге молдаване получат новую порцию долговых обязательств и призрачную возможность защиты своих незыблемых границ от российских «посягателей».

Очевидно, что нужно рассмотреть и ситуацию с возможными провокациями молдавских «ястребов» в воздушном пространстве Приднестровья. Ведь «лавры» Михаила Саакашвили, похоже, не дают покоя и молдавским руководителям. В этом случае нужно признать, что Российской Федерации будет гораздо сложнее помочь своим миротворцам, ведь между Россией и Молдовой лежит Украина. Ох, и запросы предъявит Киев Москве, если вдруг на территории Приднестровья проявятся события, подобные югоосетинским-2008! Украинские власти явно затребуют от России выполнения таких условий для полетов военных самолетов над украинской территорией, что ситуация для Тирасполя может превратиться в долгое ожидание российской помощи. Не будем же мы тешить себя иллюзиями и говорить, что тот же Янукович даст военной авиации России коридор для «принуждения Молдавии к миру».

Безусловно, как и во все времена: если нет благополучия в собственной стране, нужно срочно найти внешнего врага. Молдавия идет по этому пути. Но при всем уважении к нынешней молдавской армии и руководству этой страны, нужно быть трижды глупцами, чтобы сегодня решиться на открытое противостояние с кем бы то ни было, и уж тем более с Россией, при существующей экономической, военной и политической конъюнктуре в Молдове. В случае провокаций со стороны молдавских властей Москве даже не нужно будет использовать силу. Достаточно просто перекрыть дорогу для молдавских гастарбайтеров, что поставит большой крест на всех попытках «укусить» Приднестровье и Россию.

Не валяй дурака, Молдавия!