https://www.funkybird.ru/policymaker

Прохоров: если будет второй тур — попаду я

Михаил Дмитриевич, вопрос, который вам, наверное, уже неоднократно задавали.

Вы такой успешный бизнесмен, один из самых успешных, наверное, в России, если не в мире, и вы очень неожиданно пришли в политику. Сначала появилась партия «Правое дело», не вполне удачный опыт, но тем не менее вы продолжили — теперь вы баллотируетесь в президенты. Зачем успешные бизнесмены идут в политику?

МИХАИЛ ПРОХОРОВ, кандидат на пост президента России: Любой человек саморазвивается, тот, кто останавливается, обычно уходит на пенсию. И когда понимаешь, что в рамках бизнеса ты уже достиг определенного результата и у тебя нет возможности больше помогать своей стране, начинаешь думать о том, как это сделать. И тогда мой взор обратился на политику. Именно политическая деятельность дает возможность сделать так, чтобы наша страна стала другой. А проблем у нашей страны очень и очень много, и с точки зрения масштабов любого бизнеса, больше сделать уже нельзя. И, несмотря на то что, как вы говорите, что опыт с «Правым делом» был отрицательным, я с этим не согласен.

Я считаю, что Прохоров как политик состоялся как раз 15 сентября, когда я занял жесткое политическое решение, что я свои убеждения и своих друзей, и своих соратников не меняю на кресло в Государственной думе. И поэтому я считаю, что этот опыт для меня бесценен, и любой опыт политический — это вопрос в том, как ты им воспользуешься. Потому что я свои победы и поражения люблю одинаково. Именно они дают вот ту энергию и ту возможность двигаться дальше. Нынешняя предвыборная кампания тогда для вас тоже своего рода опыт, потому что, в общем, считается, что победитель предвыборной гонки предопределен заранее?

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: Вот здесь я с вами категорически не согласен. Наша страна уникальна тем, что здесь всегда совершаются чудеса. Вспомните, 20 лет назад, ну, еще за неделю, кто мог предположить, что рухнет Советский Союз? Я думаю, что ни один человек не решился бы сделать такой прогноз. Мы живем в очень подвижном мире, наше общество сейчас разбужено: все обсуждают только политику. И последние две недели могут преподнести серьезные сюрпризы. Вот лично я считаю, что есть возможность выйти во второй тур. И я сделаю максимум для того, чтобы попасть во второй тур. А во втором туре — это совершенно другие дела уже, тут уже будет абсолютно непредсказуемый результат. Поэтому надо просто бороться и делать свою работу. При этом бизнесмены в политике… Вас не смущает судьба Михаила Ходорковского?

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: Меня не смущает, потому что страна сильно поменялась, и больше люди не готовы менять личную свободу, личную безопасность за материальные блага. Люди требуют уважения. А уважение за деньги не покупается. Поэтому еще год назад было сложно себе представить, что будет Болотная, что будет Сахарова и что вообще власть начнет пытаться слышать людей. А меня сейчас слышат, потому что та программа, которую я представил, бурно обсуждается не только в Интернете, она обсуждается и на телевидении, она обсуждается в газетах, огромное количество людей присылают свои предложения. То есть страна меняется прямо на глазах, и если мы не поменяемся, то мы просто останемся неконкурентными. Мы и так сейчас отстаем, это многие люди начинают понимать — совсем далекие от политики, совсем далекие от экономики. Они это ощущают каждый день: когда идут на улицу, когда приходят в больницу, когда стоят в очереди за лекарствами. Или когда они не могут устроить ребенка в детский сад. Все начинают понимать, что надо что-то менять. Мое время! Кстати, о вашей программе. В общем, заявленные цели всех кандидатов примерно одинаковые. Все хотят блага стране и народу. В двух-трех фразах, чем отличается ваша программа, ваши цели от остальных и особенности?

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: Первое: человек — основа для государственной политики. И все задачи идут — это не обслуживать государство, а государство должно работать на человека. Второе отличие: я считаю, что мы должны создать единый рынок с Европой. Потому что ни Европа без России, ни Россия без Европы не способны конкурировать в новом глобальном мире. Это абсолютно невозможно. Но и последнее: я принципиально считаю, что только настоящий управленец, у которого есть большой опыт развития крупных систем, способен нашу страну вывести в новое конкурентное поле. Это должен быть человек, который управлял большими системами. И поэтому моя программа, там нет ни грамма популизма, — это реальная программа конкретных действий в отличие от всех остальных кандидатов. С кем из остальных кандидатов вы могли бы вступить, может быть, в коалицию. Предположим, состоится второй тур, и туда попадаете не вы. Кого бы вы поддержали?

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: Я вообще такую ситуацию исключаю. Если будет второй тур — попаду я. Если вы попадаете во второй тур, но если вы все-таки не побеждаете во втором туре, вы останетесь в политике? Вы согласитесь занять какую-то государственную должность, если вам это будет предложено, например?

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: В нынешней системе я не соглашусь ни на одну государственную должность, потому что система монопольна, она не конкурентна, и даже должность премьера носит технический характер в качестве филиала Кремля. Поэтому я буду строить свою политическую партию, и с этой политической партией идти дальше на выборы, привлекая все более новых людей, развивая свои идеи, продвигая свою программу. Я считаю, что ничего невозможного не существует. И впереди останется шесть лет на строительство политической партии.

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: Я думаю, что это не шесть лет, потому что, во-первых, выборы проходят каждый месяц и каждый год, их огромное количество в регионах. Нужно брать целыми регионами. Причем я думаю о том, что нынешняя Государственная дума не сможет существовать в поле такого политического недоверия со стороны наших граждан, поэтому ей 5 лет не жить. Это я очевидно уверен. Потому что большинство наших граждан считает выборы декабрьские в Государственную думу нелегитимными, а нелегитимная власть при тех вызовах, которые сейчас стоят перед нашей страной… двигаться дальше просто невозможно. Вы собираетесь строить свою партию с нуля или на основе какой-то из уже существующих политических организаций? МИХАИЛ ПРОХОРОВ: У меня есть замечательный опыт: брать другие партии… Мне достаточно. Я буду делать мою партию с нуля вместе со своими единомышленниками, с гражданами нашей страны, которые хотят изменений, на базе той программы, на базе той платформы, которая будет постоянно расширяться за счет новых идей, которые идут от наших граждан. Более того, я хочу строить партию принципиально устроенную по-другому. Она должна строиться по кластерному принципу, когда лидеров по тем или иным направлениям выбирают сами граждане. Потому что сейчас создается новая система взаимоотношений между людьми. Интернет позволит, скажем так, глобальному краудсорсингу… позволит выбирать лидеров по тем или иным направлениям на основании мнения граждан. Поэтому в некотором смысле даже выборы будут не очень нужны для выборов лидера. Поэтому надо использовать то, что сейчас просто лежит под ногами. Ни одна партия это еще не использует. Поэтому мы такую партию обязательно сделаем. Как будет называться?

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: Я думаю, что это имеет… обсудить как раз с гражданами. Надо выдать несколько концептов, какая это партия, а лучше, чем они, никто название не придумает. Им же голосовать за эту партию. Направление партии, скорее, правое?

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: Я бы, скорее, сказал, что оно эффективное. Есть задачи, которые очевидные стоят перед нашей страной. Их нужно решать максимально эффективным способом. Вот эти эффективные способы заложены в моей программе, а граждане пусть сами уже считают направление: правое, левое центристское. Я всегда иду от задач: как сделать так, чтоб наш гражданин был богатый, успешный, свободный и связывал бы свою судьбу и судьбу своих детей с Россией. Довольно просто все. Я знаю, как это сделать. Спасибо и успехов.

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: Спасибо. Bon courage, как говорят французы.

МИХАИЛ ПРОХОРОВ: Спасибо.