https://www.funkybird.ru/policymaker

Иран, Израиль и Азербайджан: враг моего врага – мой друг

В обстановке ужесточения противостояния вокруг ядерных планов Ирана политологи в Азербайджане призывают власти укреплять связи с Израилем и западными структурами в сфере безопасности.

Власти в Баку не комментируют, как Азербайджан намерен отреагировать на рост международной напряженности в связи с иранским ядерным вопросом. Но ряд произведенных в республике арестов дают основание полагать, что администрация президента Ильхама Алиева ведет наступление на источники предполагаемого иранского влияния в Азербайджане.

Израильско-азербайджанские связи – давняя аномалия в мусульманском мире – развиваются по целому ряду направлений, от инвестиций в телекоммуникационной сфере до поставок военной техники, оборудования и нефти. 11 февраля эти отношения обогатились еще одной публичной составляющей: как заявила в своей статье лондонская газета «Таймс», израильская разведка Моссад ведет на территории Азербайджана сбор информации об Иране.

Тегеран пошел еще дальше и заявил, что сотрудники Моссада в Азербайджане разрабатывают планы по устранению иранских ученых-ядерщиков. 13 февраля Баку с негодованием отверг это утверждение, назвав его «ложью, фабрикацией и клеветой». 21 февраля Тегеран, похоже, снова поднял ставки: по заявлению Баку, иранский вертолет нарушил воздушное пространство Азербайджана в районе приграничного города Астара, сообщает ИА «Туран».

Подобными инцидентами Азербайджан не заставить дистанцироваться от Израиля, полагает бывший президентский советник по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде. «Баку следует взаимодействовать с западными державами в деле выявления иранских разведывательных агентур, когда их деятельность наносит реальный урон азербайджанской безопасности», – утверждает Вафа Гулузаде, работавший в первые годы постсоветского периода при экс-президентах Аязе Муталибове, Абульфазе Эльчибее и Гейдаре Алиеве.

Иран, с которым Азербайджан связывают глубокие культурно-исторические узы, неизменно подозревают в попытках мутить воду в Баку – либо посредством акций протеста с участием мусульманских шиитов, либо с помощью более решительных действий, таких как предполагаемое недавнее покушение на посла Израиля в Баку Михаэля Лотема.

На взгляд бывшего советника Гулузаде, шум, поднятый Тегераном в связи с публикацией в «Таймс», представляет собой составную часть все той же предполагаемой тенденции, а именно попытки оказать «на Баку нажим и ограничить его сотрудничество с Израилем».

Настоятельно рекомендует укреплять взаимодействие с Западом в рамках разведывательных операций и бывший замминистра национальной безопасности страны, утверждающий, что правоохранительные органы Азербайджана не в состоянии самостоятельно положить конец предполагаемой деятельности Ирана. «Я бы приветствовал углубление сотрудничества азербайджанских правоохранительных органов со своими коллегами из США, Турции и других стран», – подчеркивает директор бакинского Центра евроатлантического сотрудничества Сульхаддин Акпер.

«Конечно, в Азербайджане действуют и израильская, и иранская разведки», признает он, считая, что «данная деятельность, принимая во внимание ситуацию в регионе, будет и впредь нарастать». Одновременно с этим, он с усмешкой отметает идею о возможном взаимодействии Азербайджана с Моссадом в охоте за иранскими учеными-ядерщиками, подчеркивая, что подобные действия «не в наших национальных интересах».

Руководитель политических исследований «Атлас» Эльхан Шихоноглу разделяет данную точку зрения, добавляя, что, помимо наращивания якобы имеющего место сотрудничества «с разведывательными агентствами США, Турции и Израиля», Баку следует также расширять взаимодействие с Организацией Североатлантического договора.

15 февраля, спустя несколько дней после выступления Ирана с нотой протеста, президент Ильхам Алиев посетил штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, где выразил интерес к участию в долгосрочных акциях по перечислению финансовых средств в фонд Афганской национальной армии и подчеркнул данное Азербайджаном разрешение на пролет над своей территорией, транзит войск и грузов, а также участие в разминировании территории в рамках осуществления военной кампании НАТО в Афганистане. Подробности относительно размера потенциальных финансовых взносов не обнародовались.

Тем временем Баку, похоже, принимает и самостоятельные «превентивные меры» в отношении Ирана.

За последние четыре дня в пригороде Баку Нардаран, известном своим исламским консерватизмом, правоохранительными органами было арестовано свыше 15 человек, в том числе Ниязи Керимов, брат Натика Керимова, члена Верховного меджлиса Исламской партии Азербайджана (ИПА). Власти республики давно подозревают, что эта партия, находящаяся под запретом с 1996 года, финансируется Ираном. Организация является единственной политической структурой в Азербайджане, критикующей связи Баку с Израилем.

По сообщению ИА «Туран», причины арестов не называются, не раскрывается и то, каким ведомством было произведено задержание. В своем заявлении от 20 февраля ИПА назвала аресты «политически мотивированными».

В рамках еще одного громкого инцидента аналогичного рода был задержан, по сообщению ИА «Туран», видный духовный деятель Хаджи Ахунд Ильхам, мулла мечети в городе Бина под Баку, получивший образование в иранской семинарии. Министерство национальной безопасности отказалось прокомментировать вопрос о произведенном 17 февраля аресте муллы.

Также 17 февраля бакинская полиция задержала Анара Байрамлы, местного внештатного корреспондента ряда иранских СМИ, в том числе кабельного информационного канала Sahar. Байрамлы инкриминируется незаконное хранение наркотиков и оказание сопротивления представителям власти.

Брат журналиста, Эльдар, отметает обвинения в хранении наркотиков. Как он рассказал ИА «Туран», за последние несколько недель брата неоднократно забирали в местный полицейский участок и допрашивали о его политических взглядах. Как рассказал EurasiaNet.org адвокат Байрамлы, Анар Гасымов, ему пока не удалось увидеться ни со своим подзащитным, ни с представителями следствия. Официальной информацией о предъявляемых журналисту обвинениях он не располагает, добавил адвокат.

Иранское посольство в Баку выступило с осуждением ареста и предупредило, что он может навредить отношениям с Тегераном. Но Азербайджан, существующий между Ираном на юге, Россией на севере и враждебной Арменией на западе, давно научился осторожно разыгрывать свои дипломатические карты.

Подвергнув Иран критике за якобы осуществляемую им «антиазербайджанскую деятельность», спикер парламента АР Огтай Асадов подчеркнул 14 февраля, что Азербайджан никогда не позволит использовать свою территорию для действий, направленных против Ирана – ставшее уже знакомым обещание, которое нередко повторяет и президент страны Алиев.

«Никаких оснований для изменения данной позиции нет», – подчеркивает политолог Эльхан Шахиноглу.