https://www.funkybird.ru/policymaker

Опрокинутый мир: либерализм российского разлива

В либерализме российского разлива не осталось ничего от свободолюбивого социального учения в духе Вольтера и Руссо.

Проснувшиеся в минувший понедельник в ранний час москвичи могли наблюдать возле мэрии столицы пренеприятное явление: оппозиционные уличные застрельщики, пытаясь прорваться к муниципальному чиновнику по пустячному, в общем-то, делу, вляпались в омерзительную потасовку с представителями провластных молодёжных движений, то есть теми, кого они все последние месяцы третировали пока лишь словесно в интернете и прессе.

Потасовка случилась из разряда тех, что происходили когда-то на подступах к винным магазинам. В давке и взаимном теснении в ход пошли кулаки. Кого-то помяли, другому разбили лицо, третий лишился подошвы от ботинка, а четвёртому изорвали паспорт. Без подоспевшего ОМОНа нечего было и думать о цивилизованном решении спора.

Проницательный наблюдатель не разглядел бы в той бесноватой толпе «несогласных» ни светлых стремлений к всеобщей свободе, ни отстаивания принципов братства, ни даже простого, такого банального уважения к чужой позиции. Там царила жестоковыйность, там буйствовали тёмные страсти, там правил слепой коллективный инстинкт уничтожения всякого инакомыслия и любой «нетаковости».

Вместо благородного, приглашающего к диалогу спокойствия коллективный либерал явил у стен мэрии все признаки трамвайного хама с замашками гопника из подворотни. И сейчас уже не важно, из-за чего разгорелся сыр-бор: куда значительнее то, что мы снова увидели «освободителей» в деле. В понедельник, а до этого – на всех прошлых подобных «акциях», на улицах и в Сети, на митингах и в теледебатах мы лицезрим одну и ту же картину. Разгневанные, с остекленевшим взором и гримасой ненависти виднейшие представители современного российского либерализма тычками и затрещинами, напором и бранью, шулерской ложью и подлой травлей пытаются установить на отдельно взятом клочке пространства свой неумолимый порядок.

Где же воспетая ими толерантность? Где терпимое уважение к чужой равноправной воле? Ничего не осталось, – либеральный мир перевёрнут нынче верх дном, его ценности обрушились и обратились в собственные противоположности.

На днях вся страна стала свидетелем настоящих гонений, развязанных либеральствующими публицистами против одного светлого человека – Чулпан Хаматовой. История известна: благотворительный фонд, дети-инвалиды, знаменитая актриса, долгие годы самозабвенно, негласно помогающая несчастным малышам. И вот она очень просто и тактично обратилась к людям с поддержкой Путина. Что тут началось! Истерика, гам, грязь и свинство. На Хаматову накинулась вся «освободительная» свора, отказав ей не просто в праве иметь своё суждение, но во всех прошлых заслугах. Как до этого Алисе Фрейндлих. А ещё раньше – Татьяне Тарасовой… За сквернословием скрывались уже и преступные аналогии: в воспалённом сознании либеральных публицистов больные дети ассоциировались с бесланскими заложниками.

Очень не хочется, но придётся, подобно естествоиспытателю в защитной маске, привести здесь один пример химически чистой ненависти и концентрированного глумления, на которые в начале XXI века оказался способен типичнейший «либеральный вития». Литератор и блогер Валерий Панюшкин, патентованный «рукопожатный» демократ, описывает случай с Чулпан Хаматовой и Владимиром Путиным так: «Открытое письмо Упырю. Упырь, ты – крыса! Ты гнида, Упырь! До тебя в новейшей истории России только террористы прикрывались женщинами и детьми». Больше «либеральному витии» сказать нечего.

Где нынче вольтеры, готовые отдать жизнь за чужую точку зрения? Где ценности Конвента, провозгласившего свободу, которая «заканчивается на кончике чужого носа»? За какие грехи вместо Вольтера нам достался чудовищный в своей злобе Панюшкин? В силу каких необъяснимых причин в России на рубеже веков случился жуткий смысловой катаклизм: несколько десятков или сотен – их и правда пересчитать можно – невесть откуда взявшихся людей, нарёкшись «либералами», умудрились испоганить и на долгие годы дискредитировать великое либеральное учение о всеобщем благе, свободе и взаимном уважении равноправных личностей?

Вот другой, ещё более показательный случай «освободительной» морали. После антиоранжевого митинга на Поклонной горе и даже раньше, после первых, ещё робких попыток рабочего народа высказаться против «болотных», в либеральной среде стало модным одно развлечение – как можно громче и чётче, в самой одиозной манере заявить согражданам, что они есть презреннейшее быдло. Иногда, для разнообразия, слово «быдло» заменялось на «анчоусов» или «крупный рогатый скот».

Мысль незатейлива: одни – «креативный класс», другие – «стадо животных». Такой социал-дарвинистский подход к населению собственной страны превратился для либерала в своего рода «кодекс чести». Эта публика, кажется, соревнуется в том, как бы побольнее оскорбить и унизить десятки миллионов людей.

А ведь если мы – «скот», а они – «соль земли», то стало быть, они «имеют полное право» делать с нами всё, что угодно. Ведь скот, как известно, бессловесен, к тому же, у скотины нет души. Сам «креативный класс» наделяется при этом чуть ли не божественными атрибутами «творцов», «креаторов» и «демиургов».

Окунув в чан с фекалиями народ «этой страны», либерал совершенно счастлив. Но если человек из народа, будь то рабочий с «Уралвагонзавода» или активист молодёжного движения, вдруг смеет заявлять права – на свободу слова, на присутствие во власти, на потребление благ – тут же отстаивающий свои монополии «креативный класс» припоминает им всё. Их «гнилые зубы», их манеру одеваться, их «прыщи», их родителей-«совков», чтобы все они превратились в «Свет из Иваново» – и телекамерой им в зубы, в прыщи, в ненарядные одёжки, чтоб знали своё место «лузеров».

«Лузер», или «проигравший», – это из того же либерального «новояза». Это тоже часть «опрокинутого мира», в котором честный работник каких-то пятнадцать лет назад был превращён в пыль под ногами успевших урвать сладкие куски счастья «винеров», «победителей». Оба словечка были вброшены в общественное сознание «иконой российского либерализма», Петром Авеном, который столь нехитрой дихотомией обозначил главный итог реформ 90-х. Но даже в этой предельно откровенной позиции кроется ложь. Прежде всего, потому что стихийная «игра свободных сил», объявленная младореформаторами смыслом и сутью выстраиваемой в России экономической системы, оказалась фундаментально нарушенной самими же «устроителями игры», раздавшими национальное богатство в руки кучки приближённых отщепенцев. Да и во всемирном масштабе либерал-монетаристский подход к экономике сполна доказал свою несостоятельность, погрузив мир в глобальный кризис.

Это обстоятельство, впрочем, не мешает либеральным фундаменталистам вновь и вновь гнуть свою линию на «возвращение в благословенные девяностые», чтобы ужасы той поры – от ошалелого безумия спущенных с поводка СМИ до не оправданной никакими соображениями пользы «идеологической» приватизации, – вновь стали явью. Удивительно, но тоталитарность мышления давно уже превратилась в отличительную характеристику именно либерального сознания, органически не способного хоть на минуту встать на чужую точку зрения.

Оппозиционные поводыри своих уличных слепцов готовы куражиться даже над собственной паствой. Подобные опытным шулерам, лидеры либеральной оппозиции не так давно прилюдно, средь бела дня смухлевали с интернет-голосованием, в котором рядовые приверженцы «болотных» идей пытались выявить ораторов будущего митинга. Несколько кандидатов оказалось в последний момент снято по идеологическим соображениям, ещё раз подтвердив нехитрое правило: «Демократия – это не воля большинства. Демократия – это власть демократов».

Увы, они врут. Брешут о собственном бессребреничестве на фоне многомиллионных траншей. Лгут о своей искренности на фоне цинизма «вскрытых» телефонных разговоров. Подтасовывают свои «списки», выдавая террористов за политзеков. Клевещут о будущих «тотальных подтасовках» на ещё не состоявшихся выборах. Заливают о численности оппозиционных митингов. А главное, либералы врут самим себе, убеждая, что они – наследники великой модернистской традиции, отстаивающей свободу каждого человека.

Гнев вместо уважения. Ненависть вместо сотрудничества. Травля вместо понимания. Презрение вместо солидарности. Тоталитаризм вместо свободы. Лживость вместо честности… Превратившись в пародию на самого себя, либерализм российского разлива давно уже нуждается в «переоценке ценностей» – или же в изменении собственного наименования на что-то более адекватное своей корысти и злобе.