https://www.funkybird.ru/policymaker

В чем главный итог встречи Медведева с оппозиционерами

В старой комедии «Агент поневоле», которая в 60-х годах прошлого века покорила советского зрителя, скромный служащий банка волею случая превращается якобы в шпиона, и все думают, что он агент всех разведок сразу. По такому же пути снята еще одна суперкомедия — «Высокий блондин в желтом ботинке», там, как все помнят, за шпиона принимали простого скрипача.

Эти фильмы приходят на память, потому что сюжет о простом, незатейливом человеке, выполняющем спецфункции, всегда привлекателен для аудитории, и скрипачами и работниками банка он не ограничивается.

Не успели в понедельник представители «несистемной» оппозиции встретиться с президентом Медведевым, как появилась версия, что он выполнял «спецзадание» Владимира Путина — желая стать премьером, сыграл роль «спецпредставителя по Болотной». И встреча эта была не «в пику Путину», а на его пользу — то есть перед нами была «клоунада», чтобы перед выборами уменьшить протестные выступления.

Если честно, то поводов для подобной точки зрения предостаточно.

Во-первых, Медведев — президент уходящий. Это не в обиду, это констатация. И если бы он вдруг решил не только говорить о реформах, но и пойти на их решительное осуществление, то кто гарантирует, что следующий президент, кто бы им ни стал, эти реформы продолжит?

Российская «преемственность» власти простирается не далее продажи нефти и газа — остальное по желанию или сумасбродству нового лидера. А кто сказал, что Дмитрий Медведев продержится долго на посту премьера? Кто сказал, что его вообще назначат на этот пост? Кто вообще может утверждать, что он останется в политике?

Медведев еще на посту, а его преемник уже прямо намекает, что вернет назад «зимнее время», а суровые правила нулевого уровня алкоголя в крови водителей отменит.

И тут вопрос совсем не в том, плохие эти решения Медведева или хорошие. Главное, что Путин «поворачивает назад» при Медведеве на посту, а сам Медведев молчит и ничего не комментирует. Как будто эти его решения были не результатом обдуманных и просчитанных действий на благо народа, а так, шутка какая-то. Поэтому и возникает мысль, что встреча уходящего президента с «несистемщиками» — розыгрыш.

Или когда оппозиция говорит, что надо жестко ограничить президентство двумя сроками, а президент говорит в ответ, что всерьез думает об этом, то одновременно со слезами радости возникает вопрос: а каким образом его мысли могут воплотиться в действия? Ведь разговор идет об изменении Конституции, а это вроде бы, как принято в России, премьеру не по зубам.

Или отдали «несистемщики» Медведеву список людей, которых они считают политзаключенными, а среди них, естественно, Ходорковский и Лебедев. И Борис Немцов после встречи поясняет, что Медведев проявил заинтересованность и даже, возможно, хочет остаться в истории как президент, проявивший милосердие.

Конечно, тут хочется иронично улыбнуться, потому что в амнистию в последний день президентства как-то слабо верится. А выражение «проявил заинтересованность» с трудом конвертируется во что-то реальное, когда ты уже без пяти минут непрезидент и когда речь идет о паре сидельцев, пребывание которых в лагере — принципиальный вопрос для нового лидера.

То есть, скажем прямо, нет никаких поводов считать встречу плодотворной.

Однако… А что должно было произойти на этой встрече?

Разве кто-то полагал, что Медведев немедленно издаст необходимые оппозиции указы или, напротив, спустит оппозиционеров с лестницы?

Да ничего подобного! Было ясно, что после натужных улыбок будет принято какое-то половинчатое решение. Оно и было принято — будет организована рабочая группа по доработке пакета законопроектов, касающихся реформы политической системы страны, которые президент внес в Думу.

То есть результат в сухом остатке таков: встретились, обменялись информацией, положили на стол документы, «выразили заинтересованность» и разошлись.

Главный вопрос: такой результат — это много или мало?

С точки зрения либерала-обывателя — это «плюнуть и растереть», как писал Михаил Зощенко. То есть ничего, ноль!

С точки зрения политика — это более чем достаточно.

И «несистемщики», которые были у Медведева, а это именно политики, после встречи, сказали: «Все же лучше, чем ничего, и даже полезно».

Это именно так, причем по двум причинам.

Во-первых, Дмитрий Медведев мог совершенно спокойно не встречаться с «несистемной» оппозицией, но встретился. И совсем не важно, по какой причине. Он встретился, и состоялся разговор. Никто никого не «лечил» и не «присылал доктора». Говорили на необходимые темы.

Разве этого мало?

По европейским меркам — мало, а по нашим — более чем достаточно. Призывы Болотной и Сахарова формализованы в бумаги и положены на стол президенту.

Что, мало?

А второе — это сама встреча.

Конечно, оппозиция ушла не сильно довольная — немедленных указов не последовало. Да и Медведев, я думаю, тоже не светился счастьем: вместо горячих благодарностей за его революционные предложения по реформе ему совали бумажки и ставили условия. А ведь реформу-то предложил именно он, и пусть со скрипом, но она как-то продвигается.

Разве Медведеву не обидно?

Короче говоря, все недовольны, но именно недовольство обеих сторон на переговорах и есть главный признак их успешности — это из элементарной политологии.

Удовлетворение после переговоров — это признак победы. А это значит, что побежденный сделает все, чтобы не выполнить то, к чему его принуждают. Но если одновременно победили и проиграли оба, то значит, эти же «оба» будут, пусть мелкими шажками, двигаться дальше, ибо имеют для этого пусть мелкие, но поводы и резоны.

Ведь Медведев, как и его оппоненты на этой встрече, — это весьма молодые и амбициозные люди, не так ли?

Да, все они на этих переговорах были «агентами поневоле», потому что сама эта встреча — результат искореженной российской политики, отлученной от духа Конституции.

Но имеем то, что имеем.

И если вспомнить те два старых фильма, то в них герои, не будучи шпионами по сути, тем не менее вполне успешно исполнили эту роль.

Первая встреча наших «агентов» по разведке взаимных позиций, как мне кажется, прошла вполне успешно. Глядишь, встретятся снова. На Путине жизнь не кончается.