https://www.funkybird.ru/policymaker

Революция: почему Янукович массово перетряхивает кадры

От первоначального состава правительства Азарова до сих пор усидели в креслах только восемь.

За два года из 28 членов Кабмина Азарова осталось только 8. Изменились руководители НБУ, СБУ, налоговой, Генпрокуратуры. По каким причинам продолжают лететь чиновничьи головы и сегодня — ТСН. ua узнавал у экспертов.

25 февраля исполнится два года с момента, когда Виктор Янукович вступил в президентские права. За это время он, пользуясь новыми, увеличенными президентскими полномочиями образца 1996 года, на две трети обновил первоначальный состав Кабмина, заменил назначенных им руководителей многих других ключевых ведомств. Отличительная черта кадровых изменений новой власти — отсутствие скандалов, которые сопровождали бы отставки. Никаких утечек информации, никаких громких пресс-конференций обиженных экс-чиновников.

Что представляла собой «тихая» кадровая революция, и какую цель преследовала, узнавал ТСН. ua.

Выжили сильнейшие

Кабмин за эти два года пережил, вероятно, самое большое кадровое сотрясение за все годы независимости. 11 марта 2010 новоизбранное правительство во главе с премьер-министром Украины Николаем Азаровым принял присягу в парламенте. Впрочем, из тогдашних 28 министров и вице-премьеров до сегодня удержались в своих креслах лишь 9. Первые увольнения произошли уже через 4 месяца после назначения. В июле лишились должностей вице-премьер по гуманитарным вопросам Владимир Семиноженко и министр окружающей среды Виктор Бойко. Почти одновременно с ними ушел в отставку и министр МЧС Нестор Шуфрич.

С возвращением к Конституции 1996 года в октябре 2010 года право назначать и увольнять министров приобрел Президент, чем он вскоре и воспользовался. Сначала он лишился двух из пяти вице-премьеров — Владимира Сивковича и Виктора Слауты — чтобы привести состав Кабмина в соответствие с новыми-старыми нормами Конституции. В рамках объявленной административной реформы в декабре Президент осуществил значительную перестройку правительства — сократил количество министерств с 20 до 16, уволил 15 министров, 10 из которых переназначил на переименованные должности. В индивидуальном порядке менялись министры здравоохранения — за эти два года Минздрав увидел четырех руководителей — Зиновий Мытник, Илья Емец, Александр Анищенко, а уже в этом году министерство возглавил экс-секретарь СНБОУ Раиса Богатырева.

Это последнее заседание Кабмина в 2011 году. Через месяц двое из этих четырех чиновников лишатся должностей

А в конце 2011 — начале 2012 года Кабмином прокатилась новая волна увольнений — лишились постов министр внутренних дел Анатолий Могилев, глава Минфина Федор Ярошенко, министр обороны Михаил Ежель, и первый вице-премьер Андрей Клюев.

Состоялись замены глав ключевых ведомств, в частности, ГПУ — с Александра Медведько на Виктора Пшонку, СБУ — с Валерия Хорошковского на Игоря Калинина, НБУ — с Владимира Стельмаха на Сергея Арбузова, начальники налоговой менялись вообще четыре раза.

Неравноценный обмен

Уволенные ценные кадры, как правило, пристраивали на какие-то «теплые», но менее престижные места. Например, экс-вице-премьер по гуманитарным вопросам Владимир Семиноженко возглавил агентство по инновациям. Михаил Бродский, после расформирования возглавляемого им Госкомпредпринимательства, получил должность правительственного уполномоченного с аналогичными функциями, но меньшим влиянием. Бывший первый вице-премьер Андрей Клюев возглавил СНБОУ — структура, бюджет которой, как заметил журналист УП, меньше стоимости его частного самолета. Экс-генпрокурор Александр Медведько, экс-министр МЧС Нестор Шуфрич и экс-вице-премьер по силовым вопросам Владимир Сивкович пошли в заместители секретаря СНБОУ. Даже заместитель главы Администрации Президента Анна Герман в результате кадровой революции стала просто советником Гаранта.

Повышением можно считать разве что прыжок Анатолия Могилева с поста министра МВД на должность спикера Крыма, переход экс-главы СБУ Валерия Хорошковского на «самый денежный» в стране пост главы Минфина и назначение экс- министра экономики Василия Цушко на пост главы Антимонопольного комитета. Правда, с этим назначением он вообще исчез из лент новостей. Впрочем, те, кого такой обмен не устроил, все равно сидят молча.

Принципы смены кадров

Мы спросили у экспертов, по каким принципам, по их мнению, происходили кадровые изменения. «Как по мне, делается попытка постепенного, мягкого (может даже слишком мягкого) удаления людей, обладающих большими ресурсами, прежде всего, материальными, от принятия ключевых государственных решений», — считает политолог Дмитрий Выдрин, который работал советником у всех президентов, в том числе — у Виктора Януковича. По мнению политолога, Президент делал попытку показать олигархам их место, правда, об объявлении открытой войны богачам речи не было. «Действовал такой принцип: люди, которые в свое время заработали на доверии общества слишком большие активы, должны направлять эти активы на общественное благо. Ярчайший пример — перевод сильного менеджера и богатого Андрея Клюева с должности первого вице-премьера на пост главы СНБОУ. Это как раз та должность, с которой придется или уйти с позором через полгода, или же закачать немереные личные ресурсы (ведь у государства денег нет) на восстановление кадрового, информационного потенциала этого органа», — считает Выдрин. Переназначение другого «богатого человека», Валерия Хорошковского, по мнению Выдрина, произошло по той же логике: на посту главы Минфина значительно проще контролировать сочетание общественных активов с личными, чем на посту главы слишком закрытой спецслужбы.

По версии Выдрина, Хорошковского перевели из СБУ в Кабмин, чтобы было проще контролировать его активы

«Первое, чем руководился Президент в кадровых решениях — это сохранение баланса сил, — считает заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий. — Победу на выборах делали одни, финансировали другие, а обеспечивать второй срок будут третьи люди. Именно с этим связаны те или иные, иногда не очень логичные кадровые изменения». По мнению Голобуцкого, первое правительство было сформировано по принципу благодарности тем, кто помог ему победить на выборах. Затем Президент пытался держать баланс между всеми, следуя примеру Леонида Кучмы. А уже по результатам парламентских выборов может быть проведена новая кадровая ревизия, считает эксперт. Не исключает он, что в 2015 году, непосредственно перед выборами, еще больше усилится влияние наиболее надежной группы под условным названием «семья». Не зря, по его словам, сейчас ходят слухи о том, что преемником Николая Азарова на посту премьера станет нынешний глава НБУ Сергей Арбузов, близкий к семье Президента.

«По результатам парламентских выборов будет сделан вывод: кто станет нашим Ходорковским, а кто будет участвовать в дальнейших раскладах, готовить выборы», — отмечает Голобуцкий.

«Логика всех этих кадровых назначений основана на том, чтобы сконцентрировать всю власть в руках Президента. Превратить режим «коллективной олигархии» на режим, основанный на личной власти», — считает другой эксперт, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. По его мнению, группы влияния сегодня значительно уменьшили свое влияние, Президент дал понять, что от увольнения не застрахован никто. Карасев считает, что если в 2010 году чиновников назначали по принципу благодарности, то сейчас — по принципу личной преданности и близости к семье. «Судьба Юлии Тимошенко может стать судьбой любого из них, если они начнут открыто бороться за сохранение своих позиций», — отметил Карасев.

По словам Дмитрия Выдрина, проведенные кадровые ротации — не последние. «Я работал со всеми президентами. Каждый год у них происходит накопление некой усталости, раздражения по отношению к окружающим. Руководитель всегда ждет больше от своих подчиненных, чем они могут дать. У Януковича уже пару раз возникало такое разочарование, и может возникнуть вновь. Поэтому, по моему мнению, изменение состава Кабмина и увольнение других чиновников может быть перманентным. Я не думаю, что Янукович остановится на каком-то кадровом пасьянсе», — считает Дмитрий Выдрин.