https://www.funkybird.ru/policymaker

Будущее Европы в Евразийском союзе

Геополитическая картина современного мира достаточно сложна и многогранна. Политические и экономические процессы, которые сегодня происходят на планете, свидетельствуют, что прежняя двухполярная система, превратилась фактически в однополярную. Гегемония Соединенных Штатов Америки, установившаяся сразу после распада Советского Союза, не выдерживает вызовов современности. Об этом говорят сегодня видные политики не только в Европе, но и в самих США. Даже идеолог развала СССР З.Бжезинский бьет тревогу, осознавая, что времена, когда полмира можно было контролировать через СМИ, уже ушли в прошлое.

На смену этой устаревшей системе постепенно приходит новая, где каждый сам хозяин на своем континенте. Европейцы больше не хотят зависеть от США. Навязанная после второй мировой войны Новым Светом экономическая система уже показала свою несостоятельность, обернувшись в конце прошлого десятилетия мировым финансовым и экономическим кризисом.

В настоящее время, по мнению ряда политологов, планета находится на грани второй волны кризиса, которая может оказаться еще более разрушительной, чем первая. К тому же за последние несколько лет существенно увеличилась разница между богатыми и бедными, а количество голодающих на планете приближается к катастрофической отметке в 1 миллиард человек.

Естественно, такая ситуация ведет к появлению массовых протестов, которые сегодня захлестнули многие страны Западной Европы, а также США. На этом фоне растущая роль России в Европе наталкивает на мысль о смещении геополитического ландшафта в сторону Москвы, а также Пекина. Все чаще в Старом Свете можно услышать мнение о том, что Евразийскому континенту нужна своя собственная система политических, экономических и военных отношений. Ощущается потребность в построении новой системы безопасности от Владивостока до французского Бреста. Если к этому добавить нефте- и газотранспортные сети, которые опутывают сегодня карту материка, можно сделать однозначный вывод о том, что в самом ближайшем будущем мы станем свидетелями крупномасштабных геополитических изменений.

Углеводороды, как двигатель геополитических преобразований

Во все времена основным двигателем изменений на политической карте планеты являлось то, что, по мнению человечества, в определенный период представляло огромную ценность. Погоня за богатством в свое время заставила мореплавателей искать более короткий путь в Индию. В итоге они открыли новый континент – Америку. Позже в Новом Свете «золотая лихорадка» подвигла тысячи людей к поискам и освоению новых территорий. Однако погоня за наживой практически всегда сопровождалась кровопролитными войнами, победитель в которых забирал все.

Развитие технологий сместило акценты с золота на углеводороды. Сегодня даже нефть именуется не иначе как «черное золото». Как известно, история развивается по спирали, и современные «золотоискатели» вооружаются уже не кирками и ситом для просева песка, а современными буровыми установками для добычи нефти и газа. Сегодня за «черное золото» ведут ожесточенные войны. Буквально за несколько десятилетий США расчистили для себя дорогу к ближневосточным углеводородным ресурсам, и сегодня, провоцируя развал Ирана, они стремятся закрепить успех. В Вашингтоне и не только отчетливо понимают, что тот, кто будет владеть большими запасами углеводородов, будет править миром.

Что касается ситуации в Европе, то здесь основным двигателем будущих геополитических преобразований станут углеводороды из России, а также Юго-Восточной Азии. Трубопроводы, идущие с Востока на Запад, а не мнения политических элит Еврокомиссии или Европарламента, объективно определят основные направления сотрудничества.

Если взглянуть на карту Евразии, то можно легко убедиться в том, что Западная Европа сегодня всецело зависит от поставок нефти и газа из восточной части континента. Германия очень тесно сотрудничает с Россией в рамках проекта «Северный поток». Планируемый к постройке газопровод «Набукко» объединит Австрию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Турцию. Как видно, в самом недалеком будущем нас ждет нефтегазовая, а с ней и политико-экономическая «идиллия» на континенте.

Россия, достигнув определенных успехов в отношениях с Западом в сфере поставок углеводородов, стремится развить свой успех и на южном направлении. Российский «Газпром» активно участвует в процессах постройки трубопроводов в Азии. Такие маневры Москвы явно не входят в планы США, которые уже ни одно десятилетие видят этот регион своим и планируют взять под контроль всю местную трубопроводную инфраструктуру. Возьмем хотя бы планируемый трубопровод ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия), стоимость которого оценивается в 7,6 миллиарда долларов США. Ведь не для того американцы еще раз (после СССР) «утюжили» многострадальный Афганистан, чтобы сегодня позволить вклиниться в этот проект российскому капиталу.

Вторым проектом, которым интересуется Россия, является ИПИ (Иран-Пакистан-Индия). Несмотря на то, что от своего участия (не без давления со стороны Белого дома) в нем отказалась Индия, «знамя», выпавшее из ее рук, подхватил Китай.

В обоих проектах фигурирует союзник США в регионе – Пакистан. Это позволяет Соединенным Штатам рассчитывать на то, что они смогут сохранить свой частичный контроль над ситуацией в будущем. Однако Вашингтон не без оснований опасается, что обострение противоречий с Пакистаном (особенно после операции по уничтожению террориста №1) может негативно сказаться на положении США (кстати, на данный момент Пакистан уже заявил о своей поддержке Ирану в случае агрессии против страны). Для удержания своих позиций Белому дому жизненно необходимо оставаться в Афганистане, постараться всеми возможными как дипломатическими, так и «не очень» методами удержать Пакистан в сфере своего влияния, продолжать оказывать давление на Индию, а также решить для себя иранский вопрос.

Еще одной немаловажной задачей Вашингтон ставит выдавливание интересов России из региона. Для решения этого вопроса желательно расправиться с Ираном и внести дисбаланс в соотношение сил Иран-Армения-Россия-Турция-Азербайджан. В этом случае Россия уже не сможет отстаивать свои геополитические интересы в Юго-восточной Азии и, соответственно, вмешиваться в налаживаемую здесь Белым домом систему военно-политических и экономических отношений.

В рамках решения этой задачи Вашингтон уже выводит из игры основного союзника Ирана – Сирию, что, скорее всего, и будет реализовано в ближайшее время.

Будущее Европы – дело самой Европы

То, что мы наблюдаем сегодня, есть ни что иное, как геополитический передел мира. Причем Россия, которая значительно окрепла за двадцать лет с момента распада Советского Союза, принимает самое активное участие как в борьбе за Азию, так и за Европу. Европейские государства, лишенные собственных углеводородных ресурсов, сегодня все активнее сотрудничают с Россией. Преимущество Москвы перед Вашингтоном здесь более чем очевидно. Россия за поставки энергоресурсов берет только деньги и последовательно выступает за построение новой архитектуры международной безопасности – с учетом интересов всех стран Евразии.

Вашингтон же по-прежнему требует от своих европейских союзников лояльности и сплоченности вокруг идеи своего неприкасаемого господства, а также продолжает нагнетать военную напряженность как в Европе, так и в Азии. С этим все чаще не согласны ведущие европейские государства. Подтверждением тому служит Германия, которая из года в год становится все более и более независимой. Имея совместные проекты с Россией как в газовой, так и в нефтяной сферах, это государство смогло дистанцироваться от агрессии в Ливии, раскритиковав силовые действия «союзников». Та же Турция сегодня отказывается предоставлять Израилю данные с радара ПРО НАТО, который расположен на ее территории.

К осознанию того, что мир может обходиться и без вмешательства США в те или иные сферы и регионы, постепенно приходит и Франция. А так как Париж и Берлин составляют своего рода костяк ЕС, то в самом ближайшем будущем мы сможем увидеть значительные перемены в отношениях ЕС и России. К тому же, последняя, развивает идею создания Евразийского союза, которые вполне может стать альтернативой Единой Европе. Те же углеводороды, которые поставляются сегодня Россией на Запад, могут стать значительно дешевле для государств ЕС, если те поддержат идеи Москвы о формировании единого Евразийского экономического пространства.

На фоне будущих геополитических преобразований наблюдается активизация действий Белого дома как в Юго-Восточной Азии, так и на западных границах России. Понимая, что Европа уже сегодня готова вести самостоятельную внешнюю политику, причем ее направленность все больше и больше «внеблоковая», США пускают в ход свой польский, а также балтийский козыри, разыгрывая новый узел военной напряженности в восточноевропейском регионе.

Одним из самых ярых приверженцев совместных военных маневров в регионе является глава военного ведомства Литвы Раса Юкнявичене, которая, похоже не на шутку опасается якобы вторжения российских войск на территорию государства. Особенно сильным эти фобии стали после августа 2008 года, когда Россия, провела блестящую операцию по принуждению Грузии к миру, отголоски которой и сегодня не дают покоя заокеанским хозяевам и их местным подпевалам.

Несмотря на то, что Россия и Беларусь из наилучших побуждений перенесли свои совместные маневры подальше от границ НАТО, страны Балтии и Польша в 2012 году опять собираются принимать на своей территории союзников, для того, чтобы продолжить отработку возможных вариантов развития событий в случае конфликта с Российской Федерацией, который будет ой как нужен, если европейская почва начнет уходить из под ног у США.

Главная проблема заключается в том, что Россия и на этом направлении смогла не просто найти покупателей на свои углеводороды, но и постоянно развивает свои трубопроводы, постепенно переключая европейцев с ближневосточных и североафриканских подконтрольных Белому дому углеводородных источников на свои собственные.

В этом ключе становится понятным негативное отношение Польши, а также стран Балтии к уже запущенному газопроводу «Северный поток». Все эти страны только теряют от ввода в эксплуатацию совместного российско-германского проекта. Транзитеры теряют только деньги, а США – свое влияние. А это стоит намного дороже денег.

Поэтому администрация Белого дома стремится внести раскол в отношения России и Западной Европы, умело прикрываясь Североатлантическим альянсом. На прошедшем в 2010 году лиссабонском саммите НАТО, не без подачи Вашингтона, союзники по альянсу сделали вид, что не услышали посыл российского президента о необходимости построения новой системы международной безопасности от Ванкувера до Владивостока. Но был и положительный сигнал – на том саммите была поддержана позиция главы российского государства его французским коллегой.

Неизбежность геополитических преобразований окажет значительное влияние и на существующую экономическую модель, которой сегодня придерживаются большинство стран Запада. Дело в том, что первый финансово-экономический кризис, который поразил планету еще в первом десятилетии нового тысячелетия, четко продемонстрировал даже самым сомневающимся, что нынешняя экономическая модель, которая существует благодаря хитрым обитателям Белого дома, себя изжила.

В свое время американцы подталкивали военную машину Германии (например, дедушка бывшего президента США Дж.Буша младшего поставлял нефть Германии) для того, чтобы максимально ослабить континентальные государства и навязать им впоследствии свои условия. Сразу после второй мировой войны Новый Свет путем раздачи кредитов создал в Западной Европе экономическую модель, которая позволяет осуществлять контроль над большинством государств европейской части континента. Параллельно с этими процессами Вашингтон прилагал немало усилий для того, чтобы развалить «Красный блок», а впоследствии максимально ослабить Россию, чтобы не допустить ее влияния на Европу. С этой целью США развязывали и продолжают развязывать войны во всех ключевых точках планеты, меняя геополитические ориентиры не только отдельных государств, но и целых регионов.

США, пока еще поддерживаемые отдельными, наиболее слабыми в экономическом и военном плане странами Западной Европы, продолжают перекраивать планету под себя. Но, лишившись такой поддержки, они быстро потеряют не только свое могущество, но и первую роль в мировой шахматной партии. Существующая финансово-экономическая модель позволяет Вашингтону не беспокоиться о своем будущем. Даже в случае сильнейшего кризиса Западу придется спасать сначала Америку, а потом уже заботиться о своих интересах. Ведь крах США не только уничтожит один из самых насыщенных рынков мира. Падая в пропасть, американская экономика утащит за собой все свои «достижения», которые она так долго и плодотворно культивировала на почве западной цивилизации.

Впервые такие мысли посетили одного из героев второй мировой войны генерала Де Голля, который погрузил большое количество американской наличности на корабли и отправил их в США с целью поменять зеленые «фантики» на золото Франции, которое к тому времени уже хранилось за океаном. Оторопев от такой наглости, американцы в итоге расплатились с зарвавшимся французом. Однако повторить свой дерзкий поступок французский президент не смог. В 1969 году он покинул пост главы государства. С тех пор никто даже и не пытался, пусть и намеком, усомниться в том, что та экономическая модель, которую США навязали Европе, могла быть неправильной, несправедливой и даже грабительской. И это продолжалось до первого финансово-экономического кризиса 2008 года. Каддафи убили именно из-за того, что он осмелился заявить, что будет продавать ливийскую нефть не за доллары США. На очереди – Иран.

Сегодня, когда вся Европа находится под давлением долговых проблем, лидеры государств-членов ЕС осознают, что нужно что-то менять. Это понимают и простые граждане, которые все чаще устраивают как мирные демонстрации, так и откровенные погромы, так как чаша весов уже, похоже, переполняется – и не только в Единой Европе! Даже в самих США развивается движение «Захвати Уолл Стрит», целью которого является борьба с установившейся финансово-экономической системой, где богатые становятся только богаче, а бедные еще больше погружаются в пучину нищеты.

Это может означать только одно – Европе как никогда нужна новая система экономической и, прежде всего, военной безопасности. Уже сегодня ЕС обращает свои взоры не на Запад, а на Восток. Все ожидают возможное вмешательство в решение европейского кризиса со стороны Китая. Кстати, аналитики не исключают Российскую Федерацию в оказании помощи по преодолению долговых тягот Единой Европы. О чем это говорит? Только о том, что и в экономическом плане Старый Свет начинает уставать от вездесущих янки и ищет новые пути развития.

Хорошей альтернативой американской гегемонии может стать та же Шанхайская организация сотрудничества, а фундамент безопасности на постсоветском пространстве заложен благодаря ОДКБ. Именно эти организации являются равноправными партнерами ЕС на материке, а не США.

Будущее стран Восточной Европы

Единая Европа не так едина, как может показаться на первый взгляд. Будучи ее основой, Германия и Франция стараются проводить более независимую от США политику. Как уже было подчеркнуто ранее, эти государства постепенно приходят к пониманию того, что необходимо более тесно сотрудничать с Россией, так как это сулит не только определенные преференции по ценам на углеводороды, но также и возможность вести более самостоятельную многовекторную политику.

Однако США через НАТО стремятся дестабилизировать обстановку на восточных границах ЕС и тем самым не допустить экономической, политической и военной кооперации Единой Европы и России.

Следует отметить, что заокеанские партнеры фактически «убили» экономику, а также вооруженные силы новых европейских членов НАТО, таких как Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия, Греция, страны Балтии.

В условиях грядущих геополитических перемен этим государствам придется либо менять свои ориентиры с проамериканских на европейские, либо расстаться со своим суверенитетом. Исключением может быть только Польша, которая, имея свои достаточно сильные вооруженные силы, может иметь свою позицию. Однако без поддержки США, полякам тоже необходимо будет искать совсем другие ориентиры.

Поэтому всем этим государствам придется либо налаживать отношения с Россией и ее союзниками, либо оставаться «островками сопротивления» общеевропейским тенденциям. Такая позиция будет заведомо проигрышной, так как все евроазиатские интеграционные процессы, (сулящие хорошие экономические и политические дивиденды), обойдут их стороной.