https://www.funkybird.ru/policymaker

Расходы чиновников все-таки возьмут под контроль

Проект соответствующего законопроекта, скорее всего, появится к концу марта, сообщают СМИ.

Сколько ни вилась веревочка неподписания Россией статьи 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции, а конец ее близится. Пока речь идет только о законодательном контроле за расходами чиновников, но лиха беда начало. В Кремле готовят законопроект по этому поводу, сообщает «РБК Дейли». Времени у нынешнего президента осталось мало, поэтому в Госдуму законопроект может внести следующий президент, добавив свои поправки. Пока остаются неразрешенными два принципиальных вопроса: за какой срок контролировать доходы и начиная с какой суммы покупка должна подлежать проверке.

Ожидается, что проект документа появится к концу марта. Но, как признаются в кремлевской администрации, до сих пор у разработчиков нет понимания основных параметров законопроекта. «Это – один из самых сложных документов, который должен появиться по итогам последнего президентского послания», – признался газете высокопоставленный собеседник в ведомстве.

Законопроект, вероятно, поступит на обсуждение Совета при президенте по противодействию коррупции, который пройдет под руководством главы администрации Кремля Сергея Иванова в 20-х числах марта. Он, впрочем, не единственный (свой проект представило и Минздравсоцразвития), однако он уже получил ряд негативных откликов, вызванных прежде всего тем, что министерство заменило в давно разработанном законопроекте о контроле доходов чиновников слово «доходы» на «расходы», а остальное оставило в практически неизменном виде.

За основу же президентского законопроекта взят документ, разработанный Минэкономразвития, но окончательного понимания, как будет выглядеть итог работы, пока нет.

Неясным остается и то, кто будет проверять расходы чиновников. Пока в качестве наиболее вероятного варианта рассматривается проверка через кадровые комиссии, которые созданы в каждом ведомстве и занимаются проверкой налоговых деклараций.

Также нет согласия, какие именно покупки необходимо контролировать. По словам собеседника в Кремле, «практика проверки чиновничьих деклараций показала круг интересов должностных лиц». Это предметы, подлежащие регистрации: недвижимость, земля, водные и воздушные суда, дорогие автомобили класса люкс и акции. На них и будет сфокусировано основное внимание контролеров.

Вероятно, к этому списку добавятся банковские счета, но дело осложняется тем, что контролю будут доступны только таковые в российских банках, а чиновники часто предпочитают им иностранные, информацию от которых получить достаточно сложно, если вообще возможно.

Но главными камнями преткновения являются промежуток времени, за который следует брать доход чиновника, и сумма покупки, подпадающая под контроль. «Нет пока единого мнения, надо ли обращать внимание на покупку дорогой недвижимости или яхты, если ее стоимость превышает десятилетний доход или трехлетний. Было предложение проверять даже покупки, стоимость которых превышает годовой доход. Есть предложение контролировать расходы, превышающие доход за пять и более лет», – поясняет один из собеседников издания.

Вероятно, говорит он, в законопроекте будет прописан трехлетний период, тем более что и фактическая база налоговых деклараций на сегодняшний день накоплена как раз за этот период.

Интересно, что для расчета суммы, минимально необходимой чиновнику для жизни, предполагается почему-то использовать т. н. ипотечный калькулятор. Последний, как известно, подходит для расчета ежемесячных платежей по погашению кредита и процентов по нему лицами, купившими жилье в долг. Ипотечный калькулятор можно найти на сайте любого банка, выдающего ипотечные же кредиты. Он представляет собой несколько окошек, в которые следует вбить, сколько денег у вас есть сейчас, сколько стоит квартира, процент по кредиту и срок погашения. После внесения данных выдается таблица на 3-30 лет вперед. В инструкции часто говорится, что ипотечная формула недоступна пониманию простого смертного, и лучше положиться на уже готовый расчетный модуль. Как соотнести кредит на недвижимость с содержанием чиновника, ясно, вероятно, лишь разработчикам закона.

Определился и круг лиц, которые должны будут попадать под проверку. Это назначаемые президентом и главой правительства губернаторы, избираемые депутаты и полуназначаемые сенаторы. Кроме того, по предложению президиума Совета по противодействию коррупции решено дать право министерствам включать дополнительных «государевых людей» в перечень для проверки. «Это касается лиц, которые по долгу службы занимаются госзакупками и расходованием госсредств», – поясняет чиновник.

На настоящем этапе проект обсуждается на уровне президиума Совета по противодействию коррупции с участием органов следствия. К работе был привлечен первый вице-премьер Виктор Зубков, считающийся экспертом по антикоррупционной тематике.

Кремлевский чиновник не исключает, что вносить законопроект будет не действующий президент Дмитрий Медведев, а уже новый и как бы пока неизвестный глава государства. Он-то и может добавить или убрать в документе что-то принципиально важное, в связи с чем чиновники не слишком спешат довести документ до готовности, намекают в Кремле.

Проводя аналогии с другими странами, эксперты отмечают, что в Германии, например, система контроля построена таким образом, что объем задекларированного напрямую зависит от коррупционных рисков должности. По словам замдиректора Transparency International Russia Ивана Ниненко, нужно, чтобы в подобных случаях наступала автоматическая ответственность, вплоть до уголовной, которая подразумевается статьей 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции.

Но как раз эта статья в России до сих пор не ратифицирована. Она предусматривает признание странами-подписантами уголовно наказуемым деянием «незаконное обогащение» государственных служащих: «Статья 20. Незаконное обогащение. При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

20 мая 2011 года правительство России не одобрило законопроект, который позволил бы ратифицировать 20-ю статью. По словам члена экспертного совета антикоррупционной комиссии Госдумы Дмитрия Горовцова, «эта норма не распространяется ни на бизнесменов, ни на обычных граждан. Речь идет о госслужащих. Во всем мире это так сложилось: люди, поступающие на госслужбу, осознанно берут на себя ряд ограничений».

По мнению автора законопроекта, депутата-коммуниста Сергея Обухова, причина нежелания российского правительства полностью ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции кроется в нежелании российских госслужащих расставаться с привилегиями.

Напротив, бывший председатель Комитета по международным делам Госдумы, член фракции «Единая Россия» Константин Косачев считает, что 20-я статья противоречит 49-й статье Конституции РФ и способна лишить миллионы наших граждан презумпции невиновности.

Статья 49 Конституции РФ гласит: «1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».