https://www.funkybird.ru/policymaker

Миронов: только мы выступаем за честные выборы

Совесть, честь, чувство ответственности — именно эти качества были мерилом для всех участвующих в правительственном часе 27 января. Практически два месяца прошло после выборов в Государственную Думу, а люди все еще выходят на улицы, потому что хотят найти правду и справедливость.

Мы, депутаты, их представители, пригласили для ответа Председателя ЦИК Владимира Чурова, Председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, Министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева и Генерального прокурора РФ Юрия Чайку. Наши гости должны были отчитаться не перед нами – перед всем народом. Но ответить за свои поступки, признать ошибку и исправить ее – это поступок сильного человека, но далеко не каждого, кто обладает властью.

Для всех выступающих каждая партия заранее подготовила список вопросов, ответить на которые мы попросили в ходе докладов. Первым слово взял господин Чуров. Поздравив всех с днем снятия блокады Ленинграда, он резко свернул к теме правительственного часа и заявил, что ЦИК не является частью исполнительной власти и не входит в структуру правительства. Иначе говоря, ЦИК не обязан отчитываться перед Государственной Думой. Может быть, и перед гражданами нести ответственность тоже не нужно?

Между тем спорить никто не стал, так как депутаты ждали основную часть доклада, ведь именно к господину Чурову была обращена, пожалуй, самая большая часть вопросов. Но в это время началось довольно-таки заунывное перечисление цифр. Сколько денег на что было выделено, сколько всего было членов УИК с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса, сколько наблюдателей… По сведениям Владимира Евгеньевича, всего с участков было удалено 600 наблюдателей из 269 000.

Он, кстати, согласился, что удаление наблюдателей – это чрезвычайное происшествие, и по каждому такому факту проводится или будет проводиться дополнительное разбирательство. Закончил свою речь господин Чуров рассказом о необходимости модернизировать избирательную систему, с гордостью рапортовав о 5 000 электронных устройств для голосований и внедрении WEB-камер на избирательные участки.

Это выступление могло бы стать образцом бюрократической речи периода застоя. Пересыпанная цифрами и датами, она не содержала никакой конкретики и не подразумевала абсолютно никакой ответственности. Что уж говорить, что названные факты были далеко от действительности. И ни на один вопрос, заранее заданный депутатами, ответа не прозвучало. Зато Владимир Евгеньевич поделился собственными соображениями, мол, в ЦИК постепенно начинает преобладать мнение о полной департизации избирательной системы, то есть о запрете членства в партии представителям избирательных комиссий всех уровней. Мы-де, не политический орган, а орган, организующий выборы. Риторически хотелось спросить – а выборы организуете честные или как?

Мои товарищи-справедливороссы обратились с просьбой к Владимиру Евгеньевичу дополнить свой доклад ответами на заранее заданные вопросы. Нас поддержало несколько человек из ЛДПР и КПРФ. Грустно и смешно было смотреть, как тут же брали слово единороссы, высокомерно требовали остальные партии говорить строго по регламенту и не придираться к прозвучавшему докладу. Могли бы сразу сказать: О Чурове – либо хорошо, либо ничего.

Господин Бастрыкин, Председатель Следственного комитета, также апеллировал к цифрам. Ему известно о 540 сообщениях о нарушениях. 263 случая получили отказ, 139 еще рассматривается – каким-то Следственным комитетом, какой-то – Федеральной прокуратурой. Уголовные дела возбуждены по 36 сообщениям. Но вот что любопытно – даже Александр Иванович был вынужден признать, что большинство выявленных нарушений касались фальсификаций в пользу «Единой России». Были, правда, и такие варианты – «пока не установлено, в интересах какой партии произошел вброс». Загадка, достойная Сфинкса.

Комментарий из зала на этот доклад был таков – всю статистику вы могли прислать депутатам по почте, а здесь отвечать на конкретные вопросы. К сожалению, и на это замечание приглашенные на правительственный час не отреагировали.

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев в своем выступлении сделал акцент на предотвращении терактов и обеспечении общественной безопасности в день выборов. Также не обошлось без подсчетов – в ходе избирательной кампании заведено 1945 дел об административных нарушениях, выписаны штрафы для 1876 человек, 67 человек были арестованы. Цифры-цифры-цифры, которые венчались утверждением, что террористических проявлений, грубых нарушений общественного порядка выявлено не было.

Генеральный прокурор Юрий Чайка вначале коснулся конкретных дел и оживил обстановку. Он рассказал о том, как в Алтайском крае в число избирателей была вписана 1000 человек без избирательного права. Однако общая суть его доклада сводилась к мысли, что необходимо уделять особое внимание законности проведения предвыборной агитации, что, собственно, Генеральной Прокуратурой и делается.

Единственный шанс получить внятные ответы оставался во время второй части правительственного часа, когда у каждой из четырех партий была возможность задать четыре вопроса любому из приглашенных. И снова большинство вопросов было адресовано господину Чурову. И снова он всеми способами уклонялся от них. Приведу всего один пример.

Мой товарищ Антон Беляков рассказал о создании во Владимирской области беспрецедентной системы фальсификаций:

— За пять дней до выборов в регионе было создано почти 60 временных участков. На эти участки в нарушение закона не были допущены ни наблюдатели, ни даже члены этих избирательных комиссий от оппозиции. Есть доказательства, что там в действительности вообще никто не голосовал.

Однако по официальным данным там проголосовало 70 000 избирателей, из которых 93% отдали голоса понятно за какую партию. Нарушения были вскрыты и стали публичными на турбазе «Ладога», где жуликов удалось поймать с поличным, однако полиция бездействовала. Понесет ли ответственность избирательная комиссия, ТИКи и областная за то, что они сначала создают участки, потом не контролируют их работу, а в результате допускают фальсификации?

Отвечая, Владимир Чуров предпочел не старое вспоминать, а поговорить о будущем:

— Вместо 59-ти временных участков во Владимирской области на выборах 4 марта будет открыто 12, в основном это больницы. Пребывая во Владимирской области, я предложил, чтобы на всех этих 12-ти временных участках председателями участковых комиссий были представители всех парламентских партий.

А на замечание о том, что на вопрос ответа так и не прозвучало, он гордо рапортовал, что отвечает так, как считает нужным. Вот и голоса избирателей, видимо, подсчитывались, как считалось нужным.

Постепенно заседание стало превращаться в балаган. Коммунисты подарили Владимир Чурову ножницы – если помните, он обещал подстричь бороду, если на выборах в Госдуму будут многочисленные нарушения. Владимир Евгеньевич в свою очередь передал мне в подарок протокол, уверяя, что наши копии протоколов по Санкт-Петербургу – свидетельства фальсификаций – всего лишь подделки. Единороссы, едва приходила их очередь выступать, вместо вопросов начинали бросаться гневными обвинениями в адрес оппозиции.

Показательно, но больше всего яда вылилось на СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ. С одной стороны, слышать вранье и хулу неприятно, но, с другой стороны, это лучшее доказательство, кого «партия власти» на самом деле боится и всеми силами старается подавить. Такое поведение вызвало возмущение не только у справедливороссов, но и у представителей ЛДПР и КПРФ. Мы призвали ЕР или задавать вопросы, или же уступить право своего вопроса тем партиям, которые точно знают, за кого конкретно и где произошел вброс.

Вынужденно отбросив героику и патетику, «Единая Россия» накинулась на всех тех, кто бился за честные выборы. Речь зашла о роликах, на которых были засняты фальсификации. Приглашенные рапортовали о 100 фальшивых роликах, по которым идет проверка. Увы, далеко не все из этих видео – фальшивки. Они так же правдивы, как снятые на мобильный телефон призывы-угрозы главы города Чебоксары господина Черкесова голосовать за ЕР.

Я остался неудовлетворен ни докладами, ни ответами на конкретные вопросы, поэтому решил для себя добиваться отставки Владимира Чурова. Правительственный час завершался выступлениями представителей каждой парламентской партии. Выложу видео моей речи.

Да, два дня до этих событий, 25 января, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, КПРФ и ЛДПР внесли в Госдуму проект заявления «О массовых нарушениях избирательного законодательства при проведении выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ шестого созыва». В документе содержался призыв к отставке Владимира Чурова и требование сформировать к президентским выборам избирательные комиссии по принципу партийного представительства на паритетной основе.

Данный вариант заявления не был поддержан ЕР, которая представила свою версию заявления. Она получилась куда более мягкая, а главное – без обращения к Владимиру Чурову с призывом уйти в отставку. Тем не менее, за ее принятие проголосовало 358 депутатов, в том числе – большинство коммунистов и все 56 либерал-демократа. Как я уже не раз говорил, те, кто называет себя оппозиционными, при голосовании проявляются поразительное соглашательство с «партией власти». Против высказались лишь 5 депутатов от КПРФ и фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Вспоминать прошедший правительственный час печально. Это было похоже на разговор с глухонемым, который таковым только притворяется, да еще и посмеивается про себя. Прикрытые «партией власти», люди не хотят ни меняться, ни отвечать за свои поступки. Они привыкли, что все сойдет им с рук. Такую власть можно и нужно менять.