https://www.funkybird.ru/policymaker

Куда девать Медведева?

Глава ИНСОР Игорь Юргенс сомневается, что действующий президент усидит на посту премьера.

Глава ИНСОР (Институт современного развития), член президентского совета по развитию гражданского общества Игорь Юргенс в очередной раз публично раскритиковал своего патрона, президента Дмитрия Медведева (ИНСОР находится под патронатом Медведева). В интервью Bloomberg господин Юргенс заявил, что господину Медведеву нужно отказаться от поста премьера. По его мнению, министры «порвут» Медведева на посту премьера, к тому же он дискредитировал себя, уволив господина Кудрина.

«Кудрин был бы идеальным премьер-министром переходного периода, ведь он заслуженно считается профессионалом и явно пользуется доверием будущего президента Путина», – заявил глава ИНСОР.

Надо отметить, господин Юргенс не впервые критикует премьерские способности господина Медведева. В начале февраля советник президента заявил, что премьерство его патрона приведет к гибели страны уже через два года – «Россия врежется в стену на скорости 140 километров в час». Позже сказал, что для трудоустройства Медведева нужно создать в стране по примеру США новую должность — вице-президента. А недавно в интервью «Коммерсанту» Юргенс пошел дальше: выдвинул версию, что господин Медведев был выбран господином Путиным в качестве преемника для «проверки потенциала демократии». Причем пояснил: выбор пал на Медведева, так как изначально было ясно, что он не будет бороться за второй срок.

Что касается реакции господина Медведева, он предпочитает не замечать существования господина Юргенса. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова высказывания Юргенса в поддержку кандидатуры Кудрина назвала его «личным мнением» и заявила, что не видит повода для комментариев.

Что стоит за словами господина Юргенса, рассуждает политолог Дмитрий Орешкин.

«СП»: – Дмитрий Борисович, Юргенс бежит с тонущего президентского корабля, и чтобы доказать лояльность Путину, поливает патрона?

– Юргенс вовсе не поливает Медведева. Возможно, это так воспринимается со стороны, но я этого не вижу. Думаю, Юргенс по-прежнему остается членом команды Медведева. Скорее, он пытается ребрендировать своего патрона. Юргенс просто понимает, что в структуре, которую выстроил Путин, на посту премьера Медведеву делать нечего.

«СП»: – Почему?

– Путин – человек предельно рациональный, и рассматривает политику как игру ресурсов. У Медведева политического ресурса нет. За ним нет ни денег, ни силовиков, ни популярности, ни сплоченного демократического электората. В связи с этим Медведев для Путина представляет ограниченный интерес.

Медведев выполнил функцию местоблюстителя, честно отыграл свои четыре года. У Медведева есть некоторое моральное право оставаться в политике, потому что ему сказали – он сделал. А Путин старается своих людей не бросать.

В то же время Путин должен решать чисто технические задачи. У него серьезные проблемы: сомнительная легитимность и идущий вниз рейтинг. Путин, конечно, победит на выборах 4 марта (в первом или втором туре – это не так важно). Но для того, чтобы сохранить позицию рулевого, ему нужно сохранять политику сдержек и противовесов.

Делать это трудно. Путину понятно, что в глазах, условно говоря, европейско-демократического сектора общества он теряет очки. Все эти «рассерженные горожане», митинги и шествия показывают, что на этом фланге поддержки Путину не будет. В такой ситуации ему нужно «пересаживаться на штыки» – полагаться на поддержку силовиков. Но «на штыках» сидеть неудобно, силовиков нужно кем-то уравновесить.

Путину в системе реального управления страной – в системе исполнительной власти – нужен противовес силовикам. Медведев вряд ли может быть таким противовесом. Чтобы уравновесить усиливающийся национал-патриотический фланг, и не попасть от него в зависимость, Путин, мне кажется, попытается назначить премьером не Медведева, а кого-то другого.

«СП»: – Кого конкретно?

– Возможно, Прохорова – если он хорошо выступит на президентских выборах и покажет, что за ним есть электоральный ресурс и поддержка бизнеса. Возможно, Кудрина – просто потому, что тот – человек эффективный в смысле управления экономикой. Кудрин доказал это во времена кризиса. Путин лучше любого другого понимает, что если бы не кондовая кудринская монетарная политика, когда он тупо зажимал деньги в кубышку, Россия бы через кризис относительно спокойно не проползла. Повторюсь: премьером должен быть сильный человек, а Медведев – не такая фигура.

«СП»: – Юргенс это тоже понимает?

– Конечно. Любой разумный человек понимает, что нельзя президенту попадать в рабскую зависимость от узкого спектра гражданского общества. И Путин должен выстроить систему, чтобы, если надо, опереться на Кудрина, а если не надо – на силовиков. Ему нужна гирька в руках, чтобы класть ее на чашу весов и поддерживать баланс. Медведев не есть гирька, а Кудрин или Прохоров гирькой могут быть вполне.

«СП»: – Что делать в такой ситуации с Медведевым?

– Путину неловко, поскольку он обещал Медведеву премьерство, а тот честно выполнил свою функцию. Если Путин его «кинет», это будет не по «понятиям». Те самые люди, на которых Путин опирается, внутри себя его осудят, потому что есть принцип: «пацан сказал – пацан сделал».

Юргенс, который эту дилемму видит, предлагает возможное решение: почему бы не сделать Медведева вице-президентом? Это хорошо, потому что статус поста высокий – выше, чем премьера. В то же время эта должность красива, но символична. В качестве вице-премьера Медведев мог бы заниматься реформой судебной власти (что важно, поскольку у нас нет независимого суда), и никому особо не мешать.

Я не вижу в этом предложении стремления принизить Медведева. Наоборот, это забота Юргенса, чтобы Медведев сохранил какой-то политический статус, и рядом с ним сохранился бы сам Юргенс. Он остается человеком из медведевского клана, и он чужой для силовиков.

«СП»: – Путин сделает Медведева премьером на короткое время, а потом уберет?

– Не знаю. Кадровая политика Путина – это его профессиональная фишка. Он всегда принимает очень закрытые решения, внешне непонятные. Возьмите, к примеру, назначение премьером Фрадкова. Кто и что знал до этого о Фрадкове?! И – ничего, Фрадков прекрасно отработал техническим премьером в пору сильного президента.

Сейчас технического премьера Путину недостаточно, нужен премьер достаточно жесткий, на которого можно опереться, который мог бы обеспечить экономическое развитие. Но если Путин сочтет себя достаточно сильным, он, возможно, снова захочет технического премьера.

Как поведет себя Путин – Бог весть. Он может формально посадить премьером Медведева на пору месяцев, а потом предложить ему уйти в отставку. Второй вариант – восстановить пост вице-президента, и предложить Медведеву это сладкое место. В конце концов, Путин может сделать Медведева главой судебного органа, который будет базироваться в Петербурге и командовать всеми судами – Конституционным, Арбитражным, Верховным. Это тоже позиция статусная (вроде бы) и слабая, поскольку суды играют у нас сугубо вспомогательную роль.

Что Путин придумает, я не знаю, но что-то придумает точно. Наверняка он очень хорошо думает в этом направлении…