https://www.funkybird.ru/policymaker

Закат Европы и иранская нефть

Господь Бог не счел нужным поместить нефть и газ лишь там, где существуют демократические режимы, дружественные Соединенным Штатам.
Ричард Чейни

Свер
илось! Гордые поборники глобальной ядерной безопасности французы, в своё время изуродовавшие ядерными испытаниями половину тихоокеанской Полинезии, наконец-то избавились от столь ненавистной ими иранской нефти и уже начали «наказывать» исламскую республику за её неумеренные ядерные амбиции, угрожающие безопасности всей планеты. «Примеру» французов последовали и великодержавные британцы, которым, по-видимому, в скором будущем придётся обходиться собственными североморскими запасами нефти, цена на которую уже превысила 120 долларов за баррель. Итак, Европа, как она сама того хотела, инициируя введение эмбарго, потихоньку лишается иранского нефтяного экспорта. Самое интересное в этой истории то, что дело-то совсем не в эмбарго, до полноценного введения которого ещё далеко, а в том, что Иран перекрыл европейский нефтяной вентиль первым, самостоятельно и без каких-либо эмоций и сожалений, сделав это спокойно и с достоинством.

Пресс-секретарь Министерства нефтяной промышленности Ирана Ализер Никзад-Рахбар: «У Ирана не возникает сложностей с экспортом сырья. У нас своя клиентура, и мы определились с альтернативами. Мы будем работать с новыми клиентами, которые с лёгкостью заменят британские и французские компании».

Хотя иранское нефтяное ведомство не уточняет, кто именно станет его «новыми клиентами», речь, безусловно, идёт о главных покупателях иранской нефти – Китае и Индии, которые уже неоднократно предупреждали Запад, что не собираются отказываться от иранских поставок энергоносителей. Например, Индия только за январь нарастила экспорт иранской нефти на целых 40 процентов. Заместитель министра иностранных дел Индии Ранджан Матхаи недавно выступил с заявлением, красноречиво свидетельствующим о независимой позиции индийского руководства по иранскому вопросу. Приведём его отрывок: «Индия намерена подчиняться только санкциям ООН. Иные подобные меры в отношении Ирана нас не касаются. Мы не собираемся под них подстраиваться». Действительно, причём здесь Европа, какое дело индусам, чья численность давно перевалила за миллиард, до замерзающего Старого света, к тому же балансирующего на грани финансового коллапса? Им о себе думать надо. С какой стати Индии следует задумываться о поиске альтернативы иранской нефти, которая, к тому же, находится у них под боком, оттого может стоить не слишком дорого и кончится ещё очень нескоро? Или индусам предлагалось поддержать святое британское единство, выступив с поддержкой позиции своей бывшей метрополии, покорно отбросив в сторону собственные национальные интересы? Чего ожидали европейцы? – Переоценка собственных возможностей и собственной значимости – налицо.

Прекращение Ираном экспорта может оказаться для Европы очень болезненным, особенно если учитывать сроки, которые были установлены главами МИД Евросоюза, как известно, договорившихся о введении пресловутого нефтяного эмбарго против Ирана ещё в конце января. Самонадеянность европейцев превзошла всякие разумные пределы. Срок, к которому члены Евросоюза, зависимые от иранского импорта, должны были от него отказаться – 1 июля 2012 г. Таким образом, европейцы наивно полагали, что иранцы будут покорно ждать этого дня как судного, наслаждаясь последней возможностью угодить европейскому «барину» и получить от него, пусть и в последний раз, вожделенную евровалюту и драгоценные доллары, и не станет искать никакой альтернативы. Европейцы ещё не осознали простой вещи, становящейся в последние годы непреложной истиной: заносчивость Европы не подкреплена ничем, кроме её амбиций. Закат Европы – не пустые слова. Это объективная современная реальность. Европа, к сожалению, более не является центром мира.

Следует признать, что Иран одерживает над европейцами красивую победу, по крайней мере локального характера, вновь подтверждая статус государства, с которым следует считаться, которое продолжает оставаться уважаемым в мире, имея на это не только политические, но и вполне осязаемые экономические основания. Своим отказом от экспорта нефти в Великобританию и Францию Иран как будто говорит: «Ну что ж, сынки, не желаете мяса – грызите кости, а мы и без вас проживём… Не нужна вам наша нефть – прекрасно. Она очень нужна другим людям». И эту позицию никак нельзя назвать блефом. Повторюсь, мир изменился. Гегемония индустриальной Европы, которую обеспечивал сырьём весь остальной мир, безвозвратно канула в лету, но верить она, похоже, в это никак не хочет.

Если к уверенной позиции Ирана по эмбарго и его парадоксальным на первый взгляд шагам по ускорению прекращения поставок нефти в Европу прибавить весьма серьёзный аргумент в виде возможного тотального минирования Ормузского пролива, через который проходит львиная доля саудовского экспорта на Запад, то исламская республика уже предстаёт в образе эдакого персидского тигра, способного не только не дать себя в обиду, но и диктовать свои условия окончательно зарвавшимся европейцам.