https://www.funkybird.ru/policymaker

Александр Лукашенко отбомбился по Европе

Да уж, сходили дипломаты на церемонию! Несколько западных послов получили в Минске пенделей за всю Европу. 20 февраля скучный ритуал вручения верительных грамот превратился во впечатляющую головомойку от белорусского официального лидера. Лукашенко предупредил политиков Старого Света, чтобы не зарывались, иначе мало не покажется.

«Эти санкции, которыми вы, европейцы, размахиваете перед нашим носом, вы поймите — мы пока терпим. Но если только вы переступите красную линию, мы ответим очень жестко», — заявил Александр Лукашенко.

Любопытен состав слушавших дипломатов: из девятерых Европу представляли лишь четверо — послы Люксембурга, Норвегии, Сан-Марино, а также апостольский нунций, то бишь полпред Святого Престола. В свою очередь, из названных стран в ЕС входит только Люксембург. Который хоть и называется Великим Герцогством, но легко закрывается на карте одним мизинчиком.

Вряд ли тамошний герцог является главным вдохновителем козней против официального Минска. Правда, добавим ради полноты картины, что Норвегия, не входящая в ЕС, присоединилась-таки к символическим санкциям Брюсселя против «последней диктатуры Европы».

В общем же очевидно, что бедолаги-дипломаты попали под раздачу. Хозяину церемонии, судя по всему, нужен был повод, чтобы артикулировать свою позицию по актуальному вопросу. А точнее — в очередной раз показать легендарную «ненаклоняемость».

Формат же мероприятия был таков, что представители Европы стояли по струнке и молча выносили показательную головомойку.

Война нервов

Да, а все же — какую красную линию имел в виду Лукашенко? Расширение черного списка невъездных в ЕС чиновников?

«Видимо, даже существующие визовые санкции не так безболезненны, как об этом говорят», — считает минский обозреватель-международник Роман Яковлевский.

К тому же 27 февраля вопрос визовых санкций против белорусских функционеров будет обсуждаться в Брюсселе министрами иностранных дел ЕС. Ранее просачивалась информация, что черный список может удлиниться на 135 персон.

«Брюсселю нынешние заявления Лукашенко могут лишь прибавить адреналина при обсуждении санкций», — подчеркнул Яковлевский в интервью для Naviny.by.

Да, но сам официальный лидер Беларуси в этот блэк-лист входит давно и наверняка не будет вычеркнут оттуда первым. Неужели Лукашенко так уж переживает за попадание в список еще кого-то из вертикальщиков? Напротив, мысль «далеко не я один» может где-то даже и согревать.

«Скорее, официальный Минск предостерегает Евросоюз от расширения экономических санкций», — предположил в комментарии для Naviny.by аналитик-международник Андрей Федоров. Хотя и маловероятно, что Европа объявит бойкот белорусским нефтепродуктам да калийным удобрениям, официальный Минск страхуется и превентивно пугает западников на всякий пожарный, полагает наш собеседник.

А поскольку Европа и так не особо рвется идти на Беларусь экономической войной, то потом можно будет сказать собственному электорату: вот, видите, мы погрозили — они испугались. «Это прежде всего пиар-акция», — считает Федоров.

Он не сомневается, что белорусскому руководству придает задору нынешняя поддержка со стороны Москвы.

Политический аналитик Юрий Дракохруст также делает вывод, что заявление Лукашенко — это «демонстрация «ненаклоняемости», реализация принципа «лучшая оборона — нападение».

«И по большому счету неважно, есть ли силы для этого наступления и так ли оно опасно для партнера-соперника. Международная политика — это война нервов, в которой угроза подчас сильнее исполнения», — отметил Юрий Дракохруст в интервью для Naviny.by.

Назло маме уши отморожу

И все же, если пойдет заруба, чем может насолить Европе белорусский режим? Расширить свой черный контрсписок, заворачивать на границе западных политиков и прочих подозрительных деятелей? Но они и так не стремятся сюда косяками. Надо ли рвать последние ниточки контактов?

Далее, вряд ли Минск по примеру Ирана, прекратившего поставки нефти во Францию и Британию, решится наказать Старый Свет остановкой экспорта бензина и солярки. Это называется — назло маме уши отморожу. Продажа в Европу нефтепродуктов из дешевого российского сырья — золотая жила для белорусского руководства.

Прижать здесь какие-то западные фирмы, банки? Опять же — себе дороже, полагает Андрей Федоров. И так инвесторов не заманить. К тому же если прижучить здесь западный бизнес, то вот тогда можно нарваться и на новые экономические санкции.

Роман Яковлевский, со своей стороны, допускает, что «некие ответные меры могут затронуть, видимо, аккредитованных тут дипломатов и их семьи, но в какой форме — предсказать невозможно».

Добавим: в пользу такой версии могут косвенно свидетельствовать свежие пропагандистские наезды на посольства Польши и США в виде «разоблачительных» фильмов канала «Беларусь 1». Дипломатов выставили подрывными элементами, с которыми цацкаться нечего.

И мы помним, как в 2008 году именно из-за экономических санкций Вашингтона отсюда вышвырнули почти весь штат дипмиссии США, включая посла. Доселе в Минске работает лишь горстка американских дипломатов.

Станет ли белорусское руководство аналогично «чистить» посольства стран ЕС? Вряд ли, это слишком рискованная эскалация конфликта. Но припугнуть не мешает. Чтобы меньше кляузничали в своих депешах да не так рьяно помогали «пятой колонне».

А вот у последней есть все шансы ответить по полной программе. Когда Запад щемит режиму пальцы, последний отводит душу на тех, кого считает ставленниками мирового империализма, — политической оппозиции, третьем секторе, независимых СМИ.

У Минска и Брюсселя — слишком разные ставки

Европа угрожающих жестов Минска не испугается, но может с ними посчитаться, полагает Юрий Дракохруст. «Время для заявления Лукашенко выбрал неслучайно. Недавний визит представителя МИД ЕС Виганда показал, что Брюссель находится на некоем перекрестке: продолжать прежнюю политику относительно Беларуси или корректировать?», — отметил аналитик.

Андрей Федоров также допускает, что Брюссель может, например, воздержаться от расширения черного списка, во всяком случае, в тех масштабах, как это предполагалось.

Короче, режиму, возможно, лишь покажут очередную желтую карточку. Они же ему как мертвому припарка.

Но в принципе соль в том, что для Евросоюза белорусский вопрос отнюдь не является вопросом выживания. Он далеко позади проблем спасения еврозоны, например. А из соседей Европу куда больше дергает арабский мир.

Потому Брюссель обозначает моральную позицию — и не более. А может, и «менее», когда речь идет об интересах бизнеса. Заметьте: на фоне звенящей риторики с обеих сторон белорусский экспорт в ЕС вырос за прошлый год более чем вдвое — до 15,7 миллиарда долларов. Калий и солярочка идут за малинку!

Лукашенко же, доказывая бесплодность санкций, в спиче перед девятью послами 20 февраля заявил, что «даже если мы, вы должны это понимать, останемся в одиночку — без России, Китая, без других наших друзей, поверьте, мы будем насмерть стоять здесь, как когда-то в 1941—1945-м…».

Не смейтесь, пафос отнюдь не наигран. Главное — понимать, кто эти «мы» и за что бой. Если в Брюсселе вопрос о «последней диктатуре» рассматривается по остаточному принципу, после Магриба и т.п., то для белорусского режима упираться рогом в противостоянии с Западом — вопрос жизни и смерти.

Отсюда и результат, который позволяет здешнему начальству издевательски подчеркивать, что у европейских лидеров нет — гм-гм — некоторых первичных признаков.

Вот и теперь, получив головомойку на вручении верительных грамот, Европа, скорее всего, лишь утрется. Ведь ее ставки в этой игре нервов несравненно ниже, чем ставка Лукашенко.