https://www.funkybird.ru/policymaker

Китай и США — военное противостояние?

Уже давно аналитики пугают мировое сообщество ежегодным ростом китайской военной мощи. В свете быстрых темпов наращивания китайцами бюджетных военных расходов постоянным, если не единственным, объектом для сравнения с КНР стали служить Соединённые Штаты.

Китай и США — военное противостояние?

Последние два десятка лет КНР постоянно увеличивает военный бюджет; за последние десять лет ежегодный его рост равнялся в среднем 12%. К тому же Пекин с каждым годом всё большее внимание уделяет усовершенствованию военного оборудования и техники, постепенно сокращая численность военнослужащих.

Военные расходы Китая, в 2011 г. составившие 119,8 млрд. долларов, к 2015 г. увеличатся до 238,2 млрд. долл., т. е. удвоятся. К 2015 г. военный бюджет КНР превысит совокупные оборонные расходы всех стран АТР, которые аналитическая компания «IHS Global Insight» оценивает на уровне 232,5 млрд. долл.

На фоне этого отмечается, что Соединённые Штаты, числящиеся в потенциальных противниках КНР, военные расходы сокращают. До 2017 г. Пентагон планирует уменьшить расходы на оборону на 259 млрд. долл., а за 10 ближайших лет — на 487 млрд. долл. При этом США, как и КНР, собираются оснащать вооружённые силы по последнему слову техники.

13 февраля Барак Обама запросил у Конгресса на нужды Пентагона 613,9 млрд. долларов (на 2013 финансовый год). И эта сумма — по «урезанной» программе. Отсюда очевидно, что Китаю, по крайней мере, в масштабе финансирования военных расходов, пока до США далеко.

Между тем по военным расходам Китай занимает 2-е место в мире — как раз после Соединённых Штатов. В течение последних двух лет оборонные расходы КНР росли более быстрыми темпами, чем в последние двадцать лет — в среднем на 16,2%. Впрочем, западные эксперты (с известной их склонностью к гиперболизации) полагают, что Китай занижает свои военные расходы — аж в 2-3 раза.

Надо заметить, что вопросы наращивания оборонного китайского бюджета — на фоне американского экономического кризиса и оборонной экономии в Штатах — весьма волнуют Вашингтон. Пентагон располагает сведениями о строительстве в КНР новых подводных лодок, о модернизации ракетных войск и ядерного оружия. 13 февраля 2012 г. заместитель председателя КНР Си Цзиньпин начал свой визит в США, в ходе которого намечены встречи с президентом, вице-президентом и министром обороны США. Наряду с ростом китайской военной мощи на встречах будет обсуждаться и расширение американского военного присутствия в АТР.

Нарастание напряжённости в отношениях США и Китая связано в том числе с принятием 3 января 2012 г. в Вашингтоне стратегического документа: «Sustaining U. S. Global Leadership: Priorities for 21 Century Defense». В стратегии заявляется, что усиление КНР в долгосрочной перспективе может повлиять на экономику и безопасность США. Ключевые моменты в принятой военной стратегии США сводятся к уменьшению численности американских вооружённых сил при одновременной концентрации бюджетных ресурсов на развитии спутников и беспилотных самолётов. Стратегия также предполагает переориентацию ресурсов на АТР. Как сообщается в СМИ, Вашингтон собирается разместить войска в Австралии и направить дополнительные военные суда в Сингапур и на Филиппины.

Известно также, что в августе прошлого года Пентагон опубликовал доклад, где сообщалось о переоснащении китайской армии, представляющем угрозу соседним странам. В ответ китайские власти потребовали от США признать, что в Китае идёт нормальное оборонное строительство. Представитель Министерства обороны КНР Ян Юйцзюнь заявил, что в условиях роста НТП модернизация вооружений — совершенно нормальный процесс, а подозрения США назвал «извращёнными» и «не имеющими под собой никаких оснований». В том же августе 2011 г. Китаем был спущен на воду первый авианосец (бывший «Варяг»), построенный ещё в СССР, купленный у Украины и модернизированный. Появление «Варяга» тоже явилось причиной роста напряжённости в отношениях Китая и США. Кроме того, в Пентагоне ждут и появления китайских авианосцев — т. е. собственной постройки, — уже к 2015 году. Правда, 9 января 2012 г. пресс-секретарь Министерства иностранных дел КНР Лю Вэйминь высказался в том смысле, что Вашингтон неверно истолковывает намерения Пекина модернизировать свои вооружённые силы и что Китай продолжает мирное развитие.

В начале января 2012 г. Барак Обама заявил, что бюджетное сокращение военных расходов страны не повлияет на способность США выдерживать конкуренцию со стратегическими противниками. Цитата: «Среди стратегических противников Соединённых Штатов Обама выделил Иран и Китай. Относительно последнего президент заметил, что Пекин в долгосрочной перспективе будет оказывать всё большее влияние на экономику и военную сферу США» (источник: http://lenta.ru/news/2012/01/05/obama/). «Лента.ру» также привела слова руководителя республиканцев в парламентском Комитете по вооружённым силам Бака Маккеона, выступившего с критикой программы Обамы по урезанию военных расходов: «Президент должен понимать, что у мира всегда был, есть и будет лидер. Пока Америка отступает, кто-то другой идёт вперёд». Очевидно, под первым из «кого-то» подразумевался именно Китай.

Как напомнил недавно «Военный Паритет» (http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/1940/) со ссылкой на южнокорейскую газету «The Chosunilbo», в 2008 году Академия наук КНР сделала прогноз, «согласно которому военная мощь этой страны сравняется с США после 2050 года, но потребуется ещё по меньшей мере 20 или 30 лет, чтобы окончательно превзойти Америку в военной области». Вместе с тем «Военный Паритет» отмечает, что в последние годы Китай быстро наращивает вооружения ВВС, ВМС, делает успехи в космической и ракетной технике.

О новейшем витке потенциального противостояния США и Китая сообщил «Уолл Стрит Джорнэл» в номере от 4 января 2012 г. (статья Д. Барнса, Н. Ходжи, Д. Пэйджа). Речь в статье шла о строящемся американском боевом авианосце ВМС «Джеральд Р. Форд», который в скором времени (не ранее 2015 г.) явился бы чем-то вроде гаранта военно-морского превосходства США в ближайшие полвека. Но дело в том, что Пекин создал новую баллистическую ракету DF-21D, которая может поразить движущийся корабль на расстоянии около 1.700 миль. Об этом заявили китайские государственные СМИ. Американские оборонные эксперты при этом сообщают, что новейшая китайская ракета способна поражать цель под таким углом, который оказывается слишком высоким для американских средств защиты, скользящих над поверхностью моря, и вместе с тем очень уж низким для средств защиты от баллистических ракет другого класса. Угол поражения DF-21D (кстати, ещё не развёрнутой в КНР) таков, что даже если средства защиты собьют одну-две ракеты, другие несколько достигнут цели.

Между прочим, ракетная атака на «Джеральд Р. Форд», как замечается в статье из «Уолл Стрит Джорнэл», поставит под угрозу почти пять тысяч жизней моряков. Экипаж авианосца огромен, и число потенциальных жертв может превысить все потери американцев в Ираке.

В январе 2012 г. Пекин провёл первые испытания «J-20» — не обнаруживаемого радарами новейшего истребителя. Этот истребитель позволяет Китаю наносить удары, по оценке экспертов, на очень большом расстоянии — вплоть до военных баз США в Японии.

Китайские подводные лодки также очень беспокоят американских военных экспертов. Новейшие или модернизированные подлодки долго остаются под водой и двигаются бесшумно. Известен случай, происшедший ещё в 2006 году: китайская подлодка оказалась в центре соединения американских военных кораблей и не была замечена американцами до тех пор, пока не всплыла.

В итоге напрашивается вывод, что военная мощь Китая — в сравнении с американской — не обязательно должна выражаться в многомиллиардных суммах, затрачиваемых на оборонный бюджет. В настоящее время речь должна идти о военно-технологическом соперничестве. К примеру, новая китайская ракета вполне может вынудить военные корабли США держаться подальше от китайских берегов. Скорее всего, они действительно будут соблюдать разумную дистанцию.

Ответом американцев на разработку китайцами новейшей ракеты, возможно, явится создание упомянутых выше беспилотных самолётов, которые могли бы взлетать с авианосцев в море и держаться в воздухе дольше пилотируемых самолётов.

Итак, об открытом противостоянии Китая и США говорить не приходится. Рановато говорить и о паритете между военными силами США и КНР. 2050 год?.. Сегодня все прогнозы на столь отдалённую дату выглядят, пожалуй, фантастическими. Куда более фантастическими, чем известные заявления социологов о том, что в США к середине двадцать первого века половина населения будет говорить по-испански. Скорее верно то, что Пекин старается всеми силами снизить влияние военной мощи Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе при одновременном подъёме технологической составляющей своей армии, нежели желание Пекина «догнать и перегнать» Америку в военном отношении. «Догнать и перегнать» — это известная советская «доктрина», имеющая отнюдь не рациональные, но эмоциональные корни. И военно-политическая стратегия КНР вряд ли имеет с ней что-то общее.

Поэтому сейчас не только рано, но и излишне делать прогнозы о том, кто из двух держав друг друга «перещеголяет» — ракетами, авианосцами или беспилотными самолётами. Целью КНР, как представляется, является не достижение военного паритета и тем более явного превосходства над США, но усиление влияния в АТР — либо, если хотите, ослабление вашингтонского влияния в указанном регионе.