https://www.funkybird.ru/policymaker

Медведев обсудил политическую реформу и внес новый законопроект

Главное политическое событие недели — принятое Президентом России решение о политической реформе реализовано в законопроекты, теперь их предстоит обсудить депутатам, и в случае принятия Россия станет другой страной: вернутся выборы губернаторов, политических партий станет на порядок больше и они смогут регистрироваться, не собирая десятки тысяч подписей. Все эти инициативы Дмитрий Медведев обсудил на этой неделе с лидерами зарегистрированных политических партий, а на следующей неделе глава государства встретится с представителями так называемой несистемной оппозиции.

На большой веранде резиденции Горки действительно было прохладно. Но в словах Президента, обращенных к присутствующим: «Не замерзли?», руководители партий услышали намек на политическую оттепель: на этой неделе Дмитрий Медведев начал активные консультации по самой либеральной реформе последних лет.

«Все законопроекты, которые были мною уже внесены, направлены на развитие институтов демократии в нашей стране. Я неоднократно по этому поводу высказывался. Считаю, что в нашей стране молодая, растущая, проблемная демократия, но тем не менее демократия со всеми ее атрибутами, которая, безусловно, нуждается в совершенствовании», — сказал глава государства.

Самый обсуждаемый законопроект — о политических партиях. Президент предлагает так: чтобы зарегистрировать партию нужно не 50 тысяч человек, как прежде, а всего 500. В 100 раз меньше.

«Были разные позиции по поводу этого закона, самые крайние, например, Жириновский предложил не сократить численность партии, а увеличить до 100 тысяч; коммунисты тоже против такого резкого снижения численности партии; я считаю, что эта мера правильная; при 50 тысячах очень легко запретить ту партию, которая неугодна власти», — сказал председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин.

Такая неоднозначная реакция на либеральные предложения Медведева удивила многих. Не все оказались готовыми к столь резким переменам.

«Я поразился — впервые за много лет, действительно, глава государства вносит такой законопроект, что партийные деятели говорят: «Нет-нет, это уже слишком, у нас уже все хорошо, ничего не надо менять», — отметил бывший член федерального политсовета партии «Правое дело» Борис Надеждин.

Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов, к удивлению многих, все чаще выступают согласованно. По их мнению, большое число партий только запутает избирателей. Они считают, что новички в Думу все равно не попадут, а вот работу избирательных комиссий заблокируют.

Кандидат в Президенты от ЛДПР Владимир Жириновский видит техническую проблему в случае использования бюллетеня с указанным в нем большим количеством партий. Такой бюллетень, по мнению политика, не может быть обработан с помощью Комплекса обработки избирательных бюллетеней. По словам Владимира Жириновского, в бюллетене не должно быть больше 10 партий.

«Вообще говоря, мы это проходили в 90-х годах — тогда было море партий, и криминал полез во все местные структуры и захватил целые районы, потом спохватились; теперь, когда проиграли, снова пытаются подстроить эти структуры под денежные мешки и партии власти; это неверный путь», — уверен кандидат в Президенты от КПРФ Геннадий Зюганов.

О причинах такого внезапного консерватизма коммунистов и ЛДПРовцев говорят разное. Одна из версий — они боятся конкуренции со стороны новых партий, которые обязательно появятся после реформы. А вот «единороссы» на этой неделе не раз слышали упреки в том, что упрощенная регистрация партий на руку именно им.

«Мы сами были удивлены, когда оппозиционные партии все перевернули таким образом, что еще оказалось, что это оказалось выгодно только партии «Единая Россия», фракции большинства и партии большинства во многих парламентах, — подчеркнул лидер фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев. — Конечно, хотелось бы в это верить, но по факту, конечно, мы понимаем, что это ужесточение, усиление конкуренции, вот это, действительно, то, что нам предстоит, это новая политическая реальность».

Было бы странно обсуждать законопроект о новых партиях без участия тех, кого он касается напрямую. Именно поэтому Президент решил пригласить на встречу пока еще «беспартийных» политиков, чьи партии не зарегистрированы в Минюсте.

«На следующей неделе я собираюсь встретиться с теми вашими коллегами, которые хотят создать политическую партию, но еще ее не создали, и которые скорее всего после принятия соответствующего законопроекта получат такую возможность», — сообщил Президент.

Есть среди приглашенных и те, с кем Дмитрий Медведев будет встречаться в первый раз. Так, Сергей Удальцов, координатор Левого фронта, известен прежде всего уличными акциями протеста. Для него встреча на таком уровне — это возможность высказать свою позицию.

По словам Сергея Удальцова, реформы, предложенные Дмитрием Медведевым, «носят половинчатый, незаконченный, неоформленный характер». С одной стороны, по мнению лидера Левого фронта, они «отвечают на некоторые требования», то есть упрощается порядок регистрации партий, порядок участия в выборах, с другой стороны, «не до конца продуман весь механизм этих реформ».

Борис Немцов с коллегами по оппозиции обсуждает, что ему говорить на встрече с Медведевым, как реагировать на его законопроекты. Сам он называет предложенную реформу имитацией, но свои предложения готовит.

В частности, Борис Немцов считает, что партии следует регистрировать уведомительным образом. По словам политика, Минюст «должен не точки и запятые искать в Уставе и программе», а должен быть «партнером по приведению документов партийных в соответствие с законом и Конституцией». «Чтобы не было вакханалии из 100 партий, 500, 45, 50 партий, нужно партиям дать право участвовать в выборах, но для этого пусть они либо залог вносят, либо собирают подписи в свою поддержку», — полагает Борис Немцов.

Владимир Рыжков тоже думает, что регистрация должна быть уведомительной, но он против того, чтобы ограничивать допуск партий к участию в выборах. По принципу «чем больше, тем лучше».

«Вы знаете, миф о том, что в 90-е годы парламент ничего не поддерживал, и не работал с Президентом, и не работал с правительством; это вранье, — сказал Владимир Рыжков. — Все 90-е годы парламент принимал бюджеты каждый год». По его словам, 95% законодательных инициатив шли от правительства и Президента, а споры происходили «по двум-трем идеологизированным вопросам, например, по продаже земли. «Ни один закон не принимался вот так, с кондачка, ни один закон не принимался как сейчас — прислали, проголосовали, как шестерки, как пешки, как роботы», — подчеркнул политик.

На этой же неделе Дмитирий Медведев внес в парламент законопроект о выборах в Государственную Думу. Те, кто ждал возвращения одномандатников, оказались разочарованы. Как и прежде, выборы предлагается проводить по партийным спискам. Но существенная разница в том, что партийные кандидаты будут представлять не только свою партию, но и территорию.

Что нового для избирателей? Страна будет разбита на 225 округов примерно по полмиллиона жителей. И в каждом партии должны будут представить своего кандидата. Это значит, что единого федерального списка с его так называемыми «паровозами» — известными политиками, артистами, спортсменами — больше не будет. Партии должны будут найти новые лица и новых лидеров.

Самое главное, что теперь ни один отдаленный регион России не останется без депутата, который будет выбран именно от этой территории. Главная претензия к прежней системе выборов в том и состояла, что депутаты подотчетны прежде всего партийным руководителям, а не избирателям.

«Я говорил неоднократно присутствующим здесь коллегам: наша политическая система требует сегодня и более внимательного отношения — я этим занимался все четыре года, и, если хотите, большего воздуха внутри самой политической системы, для того, чтобы стать более современной, для того, чтобы люди, которые живут в нашей стране, чувствовали, что эта политическая система в лучшей степени учитывает их пожелания, что она уважительно к ним относится и дает им возможности для реализации своих политических прав», — подчеркнул Дмитрий Медведев.

Многие уже сейчас пытаются представить, как будет выглядеть политическая система страны, когда все эти предложения будут реализованы.

«Без всякого сомнения, если выборы в Госдуму прошли бы по этим законам, у нас бы была совершенно другая Дума: во-первых, там были бы люди, за которых конкретно голосовали избиратели, в каждом регионе, были бы конкретные депутаты от Московской области, от Чукотки и так далее; во-вторых, была бы гораздо выше политическая конкуренция; и, в-третьих, тут я понимаю Зюганова, Жириновского и других, резко уменьшилось бы влияние партийных вождей на формирований фракций в Госдуме», — уверен Борис Надеждин.

Еще одна громкая политическая тема недели — споры о так называемом «Президентском фильтре» на выборах губернаторов. Пока речь идет о поправке в Президентский закон, которую предложил Комитет Госдумы. Согласно ей, политические партии должны консультироваться с руководителем страны, прежде чем выдвигать своих кандидатов в губернаторы. Но эта поправка, как и весь пакет законов о политической реформе, подлежит обсуждению, к которому приглашены все политические силы страны.