https://www.funkybird.ru/policymaker

Елена Лукьянова: Путин не продержится дольше двух лет

Если в ответ на акции протеста российская власть прибегнет к репрессиям, то в стране начнутся волнения. Об этом заявила в интервью DW член оргкомитета движения «За честные выборы» профессор МГУ Елена Лукьянова.

По приглашению Германо-российского форума в Берлин приехала доктор юридических наук, профессор МГУ имени Ломоносова, член оргкомитета движения «За честные выборы», директор Института эффективности мониторинга правоприменения Елена Лукьянова. В понедельник, 12 марта, она рассказала немецким журналистам о происходящем в России и ответила на вопросы корреспондента DeutscheWelle. Елена Лукьянова, в частности, считает, что в любом случае дольше двух лет Путин у власти не продержится.

DW: В беседе с немецкими журналистами вы, говоря об оппозиционных акциях протеста в России, дали этой оппозиции определение «так называемая». Почему?

Елена Лукьянова

Елена Лукьянова

Елена Лукьянова: Потому что в точном смысле слова «оппозиция» — это некая организация, которая противостоит власти. Главный же лозунг людей, которые выходят на улицы Москвы и других городов: «Мы не оппозиция, мы граждане России и хотим, чтобы в стране соблюдались законы». Это огромное гражданское движение, граждане, которые не причисляют себя ни к какой партии, не желают иметь никакой политической окраски. Они хотят честно формировать парламент и честно избирать президента.

— У этого движения, однако, есть оргкомитет. Кто в него входит, как он формируется, как работает?

контекст Süddeutsche Zeitung: У оппозиции в России нет лица

Оппозиция в России обещала устроить «марш миллионов». Но собрала в конце недели всего 25 тысяч человек на митинг против победы Владимира Путина. Оппозиции необходимы новые лидеры, подчеркивает газета Süddeutsche Zeitung. (12.03.2012)
Протестное движение в России поразила весенняя усталость Комментарий: Старый президент новой России

— В оргкомитет входят лидеры некоторых партий, общественных организаций, гражданских инициатив, блогеры. Они объединяются для того, чтобы подать заявку на проведение митинга или демонстрации, чтобы обеспечивать порядок на массовых мероприятиях, чтобы вести переговоры, например, с мэрией Москвы, и нести ответственность в том случае, если порядок будет нарушен.

Оргкомитет формируется и заседает достаточно стихийно. В его работе, как правило, принимают участие Владимир Рыжков, Гарри Каспаров, Борис Немцов, Евгения Чирикова, Сергей Удальцов, Юрий Сапрыкин, Сергей Пархоменко, Алексей Навальный, Борис Акунин. Наверное, я кого-то забыла.

— Себя?

— Я реже там бываю, потому что мне приходится очень много ездить по стране.

— А может ли этот оргкомитет со временем вырасти в настоящую оппозиционную политическую структуру, противостоящую власти?

— Думаю, что нет. У этого оргкомитета только одна цель — честные выборы. Вместе с тем очевидно, что в ходе именно таких процессов и вырастают новые лидеры. Молодые ребята вроде Жени Чириковой и Леши Навального набираются политического опыта, учатся брать ответственность за принимаемые решения.

— Вы проводите альтернативный подсчет голосов на президентских выборах. Каковы его предварительные результаты? Насколько они отличаются от официальных данных?

— По той выборке, которая у нас уже есть, разница составляет от 12 до 16 процентов. При этом речь идет только о сравнении копий протоколов, полученных наблюдателями на избирательных участках, с теми данными, которые были по этим же участкам официально объявлены.

— И на какие политические последствия вы рассчитываете, когда завершите альтернативный подсчет голосов?

— В первую очередь мы это делаем не из политических, а из сугубо юридических соображений. Мы будем обжаловать результаты и декабрьских, и мартовских выборов в Верховном суде России так же, как это было по результатам голосования в 2003 году. Как и тогда, принято решение организовать единую юридическую бригаду. Надежды на правосудие в России у нас, правда, нет. Поэтому обжалование мы продолжим в Европейском суде по правам человека. Этот суд может принять решение об обеспечительных мерах в России с требованием об изменении избирательного законодательства.

— Но суд, согласитесь, не самая быстрая инстанция. Каковы, с вашей точки зрения, возможные сценарии развития событий в России на ближайшую перспективу?

— Если власть пойдет на возобновление многопартийности, снимет ограничения на СМИ, исправит избирательное законодательство, то она еще пару лет поживет. Но поскольку каждый день может что-нибудь случиться — упадет цена на нефть, произойдет технологическая авария, придут уведомления о налогах, которые не посылали перед выборами, поднимутся цены на бензин, или, как сказал Путин, появится «сакральная жертва», — тогда развитие событий может пойти совсем по другому сценарию, и Путину будет отпущено меньше времени.

Третий сценарий — власть не сдерживается, прибегает к репрессиям, начинает снова закручивать гайки. Тогда будет еще хуже. Тогда встанет вся страна, а не только «оппозиция со смеющимся лицом».