https://www.funkybird.ru/policymaker

Незаменимая табуретка министерства обороны

Незаменимая табуретка
В связи с предстоящей вскоре инаугурацией Владимира Путина и соответственно обновлением состава правительства в прессе все чаще и чаще поднимается тема кадровых перемен в российском Белом доме. Особый интерес вызывает в этом плане фигура министра обороны Анатолия Сердюкова. Военное ведомство, как известно, не раз подвергалось критике как в период предвыборной кампании, так и после нее.

На д
ях Главная военная прокуратура (ГВП) потребовала от Минобороны устранить задолженности по выплатам денежного довольствия военнослужащим, о которых шла речь более полумесяца назад на встрече в Манеже кандидата на президентский пост Владимира Путина со своими доверенными лицами. Путин предложил тогда Анатолию Сердюкову отказаться от зарплаты, пока военным не выплатят все задолженности.

Отказался ли министр от своей зарплаты — сказать трудно. Однако, судя по всему, требование премьера по устранению задолженностей он не выполнил.

Выступая в минувший вторник в Госдуме, глава Счетной палаты (СП) Сергей Степашин заявил, что из израсходованных не по назначению в 2011 году более 700 млрд. руб. бюджетных средств значительная доля приходится на военное ведомство. Степашин, кстати, сообщил, что по итогам проверок СП возбуждены 72 уголовных дела. Об одном из них — мошенничестве в особо крупном размере, связанном с расходами на модернизацию сайта Минобороны, — сообщила 6 марта с.г. как раз ГВП.
Заметим, что региональные руководители и представители оборонки обвиняют Сердюкова в варварском уничтожении боеприпасов. Часть властной элиты, представители оборонных предприятий и оппозиция не согласны с тем, что Сердюков закупает оружие за рубежом, что ведомство распродает госсобственность, занимаясь непрофильным для министерства делом.

Громкие судебные дела по поводу разбазаривания госсобственности в подмосковном Архангельском, голодовки бездомных жен офицеров, обманутых военным ведомством дольщиков, увольнение с военной службы космонавтов, ликвидация крупных учебных центров в Твери и Монино — все эти факты использовали в предвыборной борьбе не только оппозиция, но и Общероссийский народный фронт, поддерживающий Путина. Многие эти факты и сейчас на слуху в обществе и СМИ.

Неудивительно, что некоторым экспертам показалось, что участь действующего министра обороны предрешена. Но, похоже, это далеко не так. Анатолий Сердюков, судя по его поведению и принимаемым решениям, спокоен. В его адрес, а также в Кремль, к примеру, опять полетели телеграммы от жителей и руководителей из районов Урала, Сибири, Забайкалья, Поволжья с требованием прекратить утилизацию боеприпасов взрывным способом, которую Минобороны по приказу Сердюкова возобновило 10 марта, то есть сразу после завершения избирательной кампании. На критику в свой адрес министр особо не реагирует. Молчит и правительство. А раз так, судя по всему, здесь поддерживают действия Сердюкова при решении данного вопроса.

Военно-промышленное лобби страны недовольно зарубежными оружейными контрактами Минобороны, а глава военного ведомства демонстративно на днях посетил предприятие, на котором производятся итальянские бронемашины «Ивеко» (не факт, что они лучше российских «Тигров»), и заявляет о дальнейших сделках по закупкам французских вертолетоносцев «Мистраль». Видимо, не последнюю роль здесь играют предвыборные тезисы Владимира Путина о том, что на Западе будут закупаться единичные передовые вооружения, чтобы их потом серийно можно было производить в России. Поддерживая позиции Сердюкова, связанные с «новациями» в финансовом обеспечении офицеров и солдат, директор департамента финансового планирования Минобороны Анна Кондратьева успокаивает журналистов и общественность, говоря, что задержки выплат — это временное явление, связанное с «обкаткой» новой электронной банковской системы обработки и передачи данных. И при соответствующей модификации плюсов (прозрачность, экономичность и т.п.) в этой системе, мол, будет гораздо больше, чем минусов.

Анатолий Сердюков и его окружение, надо полагать, уверены в своей правоте. В отличие от предвыборной ситуации на отрицательные имиджевые потери Сердюкова почти не реагирует вице-премьер Дмитрий Рогозин, которого некоторые эксперты прочат на место главы Минбороны. Но, зная, насколько приближен к Путину Сердюков и то, что в команде новоизбранного президента Рогозин появился совсем недавно, можно предположить, что тот так и останется курировать ОПК, но никак не возглавит военное ведомство, где в ближайшие шесть лет будет сосредоточен каждый шестой бюджетный рубль страны. Слишком большие деньги вертятся вокруг Минобороны, чтобы уже сформировавшаяся вокруг ее лидера команда их спокойно отдала. Передела сфер влияния, конечно же, не будет. И это еще один тезис в пользу того, что Сердюкова в должности главы Минобороны тандем менять не будет.

«Россию ждут сложные времена, в том числе и в социально-экономическом плане. Президенту Путину нужны проверенные, преданные и компетентные руководители. И Сердюков, который начал, но не закончил радикальные военные реформы, — один из них», — считает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков. По его мнению, Сердюков нужен на своем посту, чтобы закончить дела, связанные с формированием системы справедливого ценообразования на военную продукцию: «Как работник экономической сферы, он здесь гораздо компетентнее, чем имеющий гуманитарное образование Рогозин».
Генерал-полковник Юрий Букреев, который в свое время в ранге замначальника Генштаба возглавлял Главное управление Сухопутных войск, наоборот, считает, что есть вероятность того, что в ближайшее время Сердюкова руководство страны заменит на другого человека. «Он слишком непопулярен в обществе», — объясняет Букреев. Но, по мнению военачальника, новым министром обороны, как и прежде, будет гражданский человек, «который слабо разбирается в военном деле», но близок к вновь избранному президенту. Букреев допускает также, что замена Сердюкова может произойти не сейчас, а, скажем, через два года, когда начатые им реформы в армии и на флоте будут завершены.