https://www.funkybird.ru/policymaker

В иранском вопросе Баку пытается усидеть сразу на 4 стульях

События в ирано-азербайджанских отношениях, фиксируемые в последние месяцы, выглядят очень странными, считает эксперт по проблемам региональной политики Сергей Шакарянц, комментируя ИА REGNUM сообщения из Тегерана о визите министра обороны Азербайджана Сафара Абиева в Иран и из Баку о массовых арестах разоблаченных агентов иранских спецслужб.

По его мнению, наиболее странным обстоятельством видится тот факт, что и МО Азербайджана, и МНБ Азербайджана, безусловно, выполняли предписания лично азербайджанского президента Ильхама Алиева. «Получается, что Алиев как бы пытается усидеть сразу даже не на двух, а на четырех стульях — и вашим, и нашим, и дальним соседям, и совсем дальним партнерам, — отметил Шакарянц. — Совершенно очевидно, что аресты и прозвучавшие обвинения в адрес арестованных являются услугой Израилю, с которым Баку недавно заключил крупный контракт на получение современных вооружений, в том плане, что мягко вписываются в концепцию Тель-Авива о том, что якобы Иран является инициатором и спонсором террористических угроз и атак в регионе. Но тогда не понятно, чего же — в глазах тех же иранцев — будут стоить заверения, данные Абиевым явно от имени Ильхама Алиева о том, приобретенное у Израиля оружие не будет направлено против Ирана, и о том, что Азербайджан не позволит использовать свою территорию в качестве плацдарма для войны с Ираном?».

Конечно, иранские госдеятели не настолько наивны, чтобы верить будь то министру обороны или лично самому президенту Азербайджана, полагает Шакарянц. Однако считает, что «вызов» Абиева в Тегеран был не просто требованием Ирана, направленным на смягчение бойкота азербайджанским Минобороны такого же «вызова» еще в ноябре прошлого года, а настоятельной попыткой иранских властей заставить «подписаться» самого непосредственного «заместителя» главкома азербайджанских вооруженных сил — и именно в Тегеране — под теми обязательствами, которые Ильхам Алиев дал в п.4 недавно подписанной Нахичеванской декларации Ирана, Турции и Азербайджана.

В ноябре же, продолжает Шакарянц, между Тегераном и Баку имел место сильнейший дипломатический конфликт из-за убийства безоружного заблудившегося иранского призывника-пограничника, и были основания считать, что жертва была зверски убита именно потому, что его глаза узрели на сопредельной азербайджанской территории нечто, что Баку и его ближайшие союзники хотели бы скрыть от Ирана. В противном случае солдата-нарушителя просто бы судили и затем выдали иранской стороне. «Сейчас же, тем более после «второй партии» арестованных иранских «агентов», Азербайджан наряду с заверениями в дружбе и преданности идеалам шиитского мира, одновременно дает понять, что вовсю готовится на случай, если кто-то в действительности начнёт полномасштабные или ограниченные военные действия против Ирана», — уверен эксперт.

По его словам, трудно сказать, ждали ли в Тегеране такого поворота событий, да еще при том факте, что визит Абиева в Иран 14 марта практически еще не считался завершенным. Однако теперь, полагает собеседник, намного актуальней вопрос, какой будет реакция иранских высших должностных лиц и силовых ведомств на откровенно недружественный шаг Азербайджана. «Если учитывать, сколько раз начиная с момента жестокой расправы над иранским пограничником, посла Азербайджана в Тегеране вызывали в МИД Ирана и вручали ноты протеста и требования дать ответ на антииранские действия, то как минимум, можно ожидать, что и на этот раз азербайджанскому дипломату придется отдуваться за то, что Ильхам Алиев продолжает пытаться угодить всем. Однако не исключено, что Иран вернется к обвинению в адрес Азербайджана в пособничестве действиям израильских спецслужб по устранению видных иранских ученых-ядерщиков и т.д. Это будет чревато намного более серьёзными последствиями для Баку и в плане региона, и в плане отношения к Азербайджану в мусульманской умме», — резюмировал Шакарянц.