https://www.funkybird.ru/policymaker

Эксперт: новое вооружение ЧФ противоречит соглашениям с Россией

Двусторонние договоренности между Украиной и Россией о базировании российского Черноморского флота в Севастополе предусматривают его перевооружение в рамках модернизации, но не позволяют наращивать его военную мощь.

Об этом ВВС Украина сказал бывший заместитель министра иностранных дел Валерий Чалый, комментируя сделанное в Москве заявление о том, что Киев блокирует попытки увеличить военную мощь российского флота.

Накануне бывший командующий Черноморского флота Игорь Касатонов, который является советником руководителя Генерального штаба вооруженных сил России, сказал украинским журналистам в Москве о якобы препятствовании Киева в модернизации и увеличении боеспособности флота.

По словам адмирала, количество кораблей ЧФ не увеличивается. С другой стороны, как сказал господин Касатонов, «Украина придерживается той точки зрения, что параметры новых кораблей значительно превышают старые. Дескать, это отдельная система и отдельные переговоры, и тема полублокируется».

В Министерстве обороны не комментируют подобные заявления. Представители Военно-морских сил Украины в Севастополе сказали ВВС Украина, что подобные комментарии — прерогатива военно-политического руководства.

Модернизация или милитаризация?

«Замена единиц вооружений вид на вид и класс на класс — это соответствует договоренностям с Россией. Но замена на совсем другой вид вооружений при том же их количестве — это не соответствует соглашениям с Москвой»

Между тем эксперт Центра имени Разумкова и экс-заместитель министра иностранных дел Валерий Чалый сказал ВВС Украина, что решение относительно пролонгации пребывания ЧФ в Крыму до 2042 года вызвало, как он говорит, понятное стремление России по модернизации или перевооружению флота.

Но на сегодня никаких кардинальных изменений не произошло, говорит Чалый. Сейчас замена единиц происходит по принципу «вид на вид, класс на класс».

Российская сторона настаивает на изменении таких подходов и увеличении мощности ЧФ. Поэтому жалобы господина Касатонова, предполагает экс-заместитель министра, следует воспринимать как своеобразное давление на Киев для того, чтобы ускорить модернизацию флота современными и мощными кораблями.

Вместе с тем, по мнению господина Чалого, нужно отличать законный процесс повышения боеспособности флота от того, который не отвечает двусторонним договоренностям.

«Один вариант — это замена устаревших кораблей на новые, но в том же сегменте — вид на вид, класс на класс. Это происходило и раньше и происходит сейчас. Это не противоречит договоренностям с Россией и международным нормам. Но есть и другой вариант — это замена на совсем другой вид вооружений при том же их количестве. Это уже не соответствует соглашениям с Россией», — говорит Валерий Чалый.

Российский адмирал Игорь Касатонов также сказал, что Украина в этом вопросе неуступчивая: мол, пусть все на флоте устареет, развалится. Тогда будет другая постановка вопроса.

Вместе с тем Валерий Чалый говорит, что боеспособность Черноморского флота — это вопрос России, ведь, по его словам, когда подписывалось двустороннее соглашение 1997 года, тогда идеология была другой. Флот, как предполагалось, должен был базироваться в Крыму временно — на 3-7 лет, а не до 2042 года.

«Сегодня, после пролонгации пребывания флота, ситуация осложнилась. С одной стороны, это решение не на 100% является легитимным. Уже сегодня оно воспринимается негативно в Украине. И второй момент, что это решение рассматривается как нарушение действующего законодательства», — утверждает Валерий Чалый.