https://www.funkybird.ru/policymaker

Выборы Президента: заметки социолога

Ленин в своей работе «О государстве» отмечал, что «оно появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые».

Я бы позволил себе добавить к этому справедливому высказыванию одну деталь: одновременно появляются и политические технологии, позволяющие манипулировать массами. Политические технологии известны с глубокой древности, они отрабатывались и совершенствовались тысячелетиями. Как ни странно, но в политических целях в древности использовался гипноз. Интересную версию использования гипноза для зомбирования народа приводят В. Рожнов, М. Рожнова в своей книге: «Гипноз. От древности до наших дней». Авторы попытались проиллюстрировать свою гипотезу гипотетическим примером из жизни Ментухотепа, египетского фараона, способствовавшего, кстати, консолидации населения Верхнего и Нижнего Египта, организовавшего вторжение в Нубию.

Как же работали, полит технологии в древнем Египте, как мог использоваться гипноз? По версии, предложенной авторами, политтехнологами, разумеется, являлись жрецы, которые небескорыстно, за почет, славу и богатые дары, эффективно обрабатывали население в заданном им ключе. Получив приказ от Ментухотепа, сына Солнца, подвигнуть народ на новые завоевания, Верховный жрец обращался за помощью к папирусам, в которых содержались подробные инструкции для такого рода мероприятий. Согласно инструкциям, следовало найти в среде простого народа ребенка, мальчика редкой, совершенной красоты. Погрузив его в состояние транса посредством гипноза, ему внушалась необходимая информация.

Дальше красивого мальчика жрецы возили по селениям, демонстрировали толпе в обрамлении соответствующей моменту атрибутики: статуй Бога и фараона. Ребенка погружали в гипнотическое состояние, и в этом состоянии он говорил всё то, что ему было внушено предварительно, изрекал «волю Бога». Призывал, например, уставших от войны египтян к новым завоевательным походам. Могло ли нечто подобное происходить на самом деле? Безусловно, об этом свидетельствуют источники: египетские папирусы, в которых сохранились эти гипнотические инструкции. Но почему, древние методики египетских жрецов-политтехнологов действовали так эффективно?
Ребенок, сообщавший народу повеление «Бога», был чист и юн, а потому, все сказанное им, не вызывало недоверия. Его нельзя было заподозрить в ангажированности и нечестности. Погруженный в гипнотический транс, он говорил не от себя, от самого всемогущего Бога. Первое, что зомбировало толпу — это достоверность сказанного. Толпа всё видела своими глазами, слушала собственными ушами. Второе — сакральность услышанного: устами младенца говорил сам Бог. Третье — отсутствие ангажированности, личной заинтересованности у чистого, невинного мальчика, взятого жрецами из народа.

Но оставим древних египтян, проследим за избирательной кампанией Путина, за методами армии недешевых PR-менеджеров на наших «чистых выборах». Как была ими выстроена PR-кампания В.В. Путина?

1. PR-кампания была полностью выстроена на тотальном негативе. Позитива, чего-то радостного и веселого не было в помине. Избирательная кампания в похоронном ключе — безусловное ноу-хау пиарщиков Путина. Ежедневная, заунывная демонстрация премьера по TV вызывала гнетущую скуку, граничащую с отвращением. Активно нагнетались негативные эмоции: страх перед несуществующей внешней угрозой в лице США, ненависть к инакомыслию, стадное чувство, натравливание одной части общества на другую.

2. Невнятность и непоследовательность предвыборных обещаний несменяемого национального лидера. Отсутствие ясной, логичной, реализуемой хотя бы в отдаленной перспективе программы действий. Отсутствие возможности выполнения заявленной Путиным демократической перестройки, без системной перестройки тупиковых политического и экономического курсов. Предсказуемость предвыборных ходов: от срочного написания «своевременных» статей до невнятных сообщений о готовящихся в отношении Путина терактах.

3. Отсутствие даже видимости конкурентной борьбы. Навязчивое до непристойности повторение того, что Путин вне подозрений, вне конкуренции, другие кандидаты на пост президента в стране отсутствуют. Справиться с задачей реализации плана Путина, может либо Путин, либо его креатура. Третьего не дано.

4. Явная ангажированность РПЦ в избирательной кампании. Анти-сакральность всех предвыборных заявлений церкви в поддержку кандидатуры Путина.

5. Привлечение к предвыборной кампании Путина самых ангажированных и лично, в материальном и профессиональном плане, зависимых от него лиц из светской интеллигенции, начиная с Говорухина, кончая выдающимися советскими спортсменами и тренерами.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод: если в PR-кампании В.В.Путина нет триединства: Обеспечение доверия народа — Не ангажированность адептов — Сакральность программы Путина (в смысле доказанной выполнимости его предвыборных обещаний), то подобная затратная кампания никак не могла принести ему столь впечатляющего результата. А значит, были задействованы иные механизмы для обеспечения великой «Победы».

Косвенно об этом свидетельствует то, что Путин отрапортовал о своей победе на митинге, не дождавшись официальных результатов. На митинг Путин вышел совершенно не подготовленным, не отрепетировав заранее свою роль победителя. Он о своей победе знал заблаговременно, репетировать было ни к чему, выкатившаяся из его глаза слеза положение не спасла.
Много раз писалось о том, что сценаристы оранжевой революции в Украине активно использовали библейские сюжеты для своих политических постановок. Роль Мессии исполнял Ющенко, девы Марии — Тимошенко. Политтехнологи Путина тоже пытались отыграть порядком поднадоевший сценарий уже по четвертому разу, но без особого успеха. От чего спасать народ должен наш Мессия, когда народу внушили гибельность любых отступлений от его спасительного курса? От стабильности застоя? Но сохранение стабильности — краеугольный камень его кампании. Мессия, не несущий народу благой вести, не сотворивший чудес в своё предыдущее явление народу — это нонсенс!

В заключение хочу сказать, что у Путина нет времени в резерве на то, чтобы народ постепенно утратил свои иллюзии относительно него. Народ их уже утратил. В активе у него нет ничего, помимо нефтяной трубы, но в пассиве — возросшие аппетиты проявивших лояльность чиновников вкупе с проявившими преданность олигархами.
Ещё никто из социологов, исключая, пожалуй, С.Кара-Мурзу, не озвучил негативные последствия манипуляций общественным сознанием. А они налицо: алкоголизация населения, рост числа наркозависимых, криминализация общества, рост числа самоубийств и психических заболеваний, дезориентация людей в ключевых понятиях добра и зла, и как следствие — деградация общества.

Павел Кузнецов, социолог