https://www.funkybird.ru/policymaker

Как преодолеть раскол в русском движении Белоруссии

В минувшем году русское движение в Белоруссии в целом и организации российских соотечественников в отдельности постоянно лихорадило. Конфликт, начавшийся с образования инициативной группы «Интернациональной России», постоянно расширялся и выходил на новые уровни. Это привело к серьёзным потрясениям в рядах двух русских организаций – Минского общества русской культуры «Русь» и Белорусского общественного объединения «Русь», а также к конфликтам как в самом Координационном совете руководителей организаций российских соотечественников Белоруссии (КСРС), так и между руководством Координационного совета, с одной стороны, и ведущими интернет-порталами – «Империей» и «Западной Русью» – с другой. В никому не нужное противостояние оказались втянутыми множество людей, к тому же, что самое прискорбное, близких друг к другу по взглядам.

Я несколько раз брался за написание данной статьи, однако каждый раз останавливался, не желая, даже невольно, добавлять масла в огонь. Но далее разговор откладывать нельзя: совершенно очевидно, что данный конфликт не только не идёт на пользу обеим его сторонам, но, более того, отвлекает силы и энергию от важных и полезных дел. Обе стороны спора настроены в отношении друг друга весьма воинственно – обвинения в сотрудничестве со спецслужбами, провокаторстве и сознательной работе на разрушение являются ещё далеко не самыми серьёзными.

Вернёмся к истории конфликта. В конце 2010 года было объявлено о создании оргкомитета общественной организации «За союз России и Белоруссии», который возглавил руководитель информационно-аналитического портала «Империя» Юрий Баранчик. Туда вошел ряд организаций российских соотечественников, культурно-просветительский портал «Западная Русь» и, что любопытно, в числе членов фигурировал и Иван Корда, председатель Координационного совета руководителей организаций российских соотечественников в Белоруссии и председатель БОО «Русь», будущий непримиримый оппонент Ю. Баранчика в русском движении Белоруссии. Некоторые организации отмолчались, некоторые не вошли, но это было внутренним делом каждой структуры. Я сразу же поддержал Ю. Баранчика, так как в то время чувствовалась всеобщая обеспокоенность явным ухудшением официальных российско-белорусских отношений, и нужно было искать способы и возможности выражения нашей гражданской позиции, которая состояла в том, что значительную долю вины за это ухудшение мы как граждане Республики Беларусь возлагали именно на белорусское руководство.

Затем последовали выборы президента Белоруссии, и 19 декабря 2010 года, не дожидаясь официального объявления их результатов, оппозиция вывела на улицу многотысячную манифестацию, которую в итоге белорусские власти разогнали после битья стёкол манифестантами и попыток оппозиционеров проникнуть в Дом правительства, где заседал Центризбирком. От имени оргкомитета «За союз России и Белоруссии» тогда было сделано заявление о непропорциональности и жёсткости ответа белорусских властей на действия оппозиции. Националистическая оппозиция никогда не была нашим союзником, и мы могли бы промолчать, тем более что в аналогичных условиях эти деятели поступили бы с нами, наверное, ещё хуже, чем власти с ними. Но Ю. Баранчик счёл необходимым отреагировать на произошедшее, и его сторонники отнеслись к этому с пониманием. Однако И. Корда тогда не одобрил такие действия, и стало ясно, что никакого единодушия в оргкомитете «За союз России и Белоруссии» нет.

Позиция И. Корды по-своему логична, за многие годы общественной деятельности он привык тщательно взвешивать каждый свой шаг и не ссориться с властными структурами. Эта принципиальная разница в подходах и привела к первой трещине между обоими лидерами.

Примерно до лета 2011 года ситуация была относительно спокойной. В мае Ю. Баранчик совместно со сторонниками И. Корды даже съездили в Москву на юбилей Института СНГ. Ситуация в белорусско-российских отношениях стала понемногу нормализоваться, чему в немалой степени поспособствовало два момента – поддержка Россией Белоруссии после выборов белорусского президента, которые так и не были признаны США и Евросоюзом, и тяжелейший кризис в экономике, приведший к практически тройной девальвации белорусского рубля.

Между тем близились выборы и в самой России. У сторонников В. Путина возникла идея Общероссийского народного фронта, к которому могли свободно присоединиться все желающие. Этим воспользовалась инициативная группа движения «Интернациональная Россия», чьи активисты в самых разных странах заявили о присоединении к ОНФ. От Белоруссии в оргкомитет «Интернациональной России» вошёл Ю. Баранчик, которого поддержал костяк оргкомитета «За союз России и Белоруссии», чьи активисты посчитали необходимым в текущих условиях переориентироваться на работу в более широком направлении. Была опубликована декларация белорусского отделения «Интернациональной России», которую подписал и автор данного материала как председатель ВОО «Русский дом». В оргкомитет вошел ряд организаций соотечественников и СМИ.

Однако никакого единодушия не получилось и в этот раз. И.Корда вновь медлил, отказавшись поддержать данную инициативу как председатель Координационного совета и председатель БОО «Русь». Ничего рокового в этом не было, в сложившихся условиях требовался дальнейший диалог, а пока в рамках «Интернациональной России» работали бы те, кто к этому готов.

К сожалению, ситуация стала развиваться негативно. Опираясь на то, что инициативу «Интернациональной России» поддержали более 50 общественных объединений, в том числе восемь координационных советов российских соотечественников в ряде стран, Ю. Баранчик и другие члены правления БОО «Русь» в июле 2011 года потребовали созыва правления для рассмотрения данного вопроса, на что, на мой взгляд, имели полное право. И. Корда отказывал в созыве правления, ссылаясь на то, что инициатива «Интернациональной России» слишком сырая и пока не ясно, следует ли к ней присоединяться, по крайней мере, на данном этапе. К тому же, по его мнению, участие в подобной инициативе могло вызвать нежелательную реакцию белорусских властей, которые усмотрели бы в поддержке названной инициативы нарушение устава БОО «Русь». К слову, отсутствие подобных проблем у других организаций соотечественников, поддержавших «Интернациональную Россию» как минимум заставляет усомниться в обоснованности последнего аргумента. Так или иначе, позицию руководителя поддержала ревизионная комиссия БОО «Русь».

После этого пять членов правления БОО «Русь» обратились с открытым письмом к И. Корде с требованием о проведении заседания правления. Помимо самого Ю. Баранчика, данное письмо подписали весьма авторитетные в русском движении люди: доцент кафедры основного богословия Института теологии Белорусского государственного университета кандидат исторических наук, А. Бендин, доцент кафедры гуманитарных дисциплин БГУИР внештатный сотрудник Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова, член редколлегии журнала «Наука» (Слобомирский университет, Республика Сербская, Босния и Герцеговина) кандидат исторических наук А. Гронский, руководитель культурно-просветительского проекта «Западная Русь», член Ассоциации православных экспертов (Россия), представитель Ассоциации православных экспертов в Белоруссии И. Зеленковский, главный редактор журнала «Новая экономика» С. Шиптенко. Так что если И. Корда и имел веские основания настаивать на своём мнении, на мой взгляд, всё равно нужно было стремиться к компромиссу и взаимопониманию, провести правление и там уже вынести какое-то решение.

Но заседание не состоялось, и конфликт вышел на новую высоту. В августе 2011 года на «Регнуме» появился материал Ю. Баранчика «Забронзовевшие «герои» Русского мира или маленькая ложь, ведущая к большому недоверию», в которой И. Корда и его сторонники получили крайне нелестные характеристики. Ответ руководства БОО «Русь» не заставил себя долго ждать: решением ревизионной комиссии членство Ю. Баранчика, И. Зеленковского и С. Шиптенко было приостановлено до решения очередного съезда на основании того, что, как говорилось в решении, их действия «грубо противоречат Уставу БОО «Русь», Закону Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (ст. 7), Уголовному кодексу Республики Беларусь (ст. 193), направлены на дискредитацию руководства БОО «Русь» и организации в целом, провоцируют возникновение острого конфликта с действующим законодательством». Особенно возмутили Ю. Баранчика и его сторонников упоминания о нарушении Уголовного кодекса.

В этот же период, как по заказу, возникла и весьма тёмная история с некоей провокационной листовкой. Эту листовку с явно антисемитским содержанием разослали некие лица или лицо в разные структуры (в том числе и правоохранительные). Листовка была подписана от имени «Румола» – молодёжного крыла БОО «Русь», которое наверняка не имело к ней никакого отношения. К делу, как и следовало ожидать, подключились правоохранительные органы. Нам неизвестно, кто какие показания давал, важно другое – в появлении этой листовки стороны обвинили друг друга, что лишь предельно усугубило конфликт. Понятно, что это провокация чистейшей воды – кто-то, зная о конфликте в русском движении, намеренно разослал эту листовку и получил именно тот результат, на который и надеялся. Жаль, что этого так и не поняли сами участники конфликта.

В результате к октябрьской страновой конференции российских соотечественников стороны подошли непримиримыми врагами, хотя ещё год назад казалось, что все едины в своих взглядах и вместе можно горы свернуть. Конфликт на конференции получил своё развитие и перекинулся на старейшую организацию российских соотечественников в Белоруссии – Минское общество русской культуры «Русь».

Спустя некоторое время после конференции руководитель МОРК «Русь» Г. Власов заявил о своём уходе в связи с преклонным возрастом (ему исполнилось 80 лет). В МОРК сторонников у И. Корды и Ю. Баранчика было примерно поровну, и несколько конференций организации в итоге так и не определили общепризнанного председателя. В результате это привело к тому, что само существование организации и её легитимность оказались под вопросом.

Тем временем И. Корда укрепил своё положение в КСРС, приняв туда несколько членов формально независимых организаций, которые тем не менее являются членами БОО «Русь». Примирение на основе Координационного совета, куда вполне логично было бы включить Ю. Баранчика, который является одним из лидеров русского движения в Белоруссии, стало попросту невозможным.

Понятно, что Ю. Баранчик, обладая большим авторитетом и известностью, не может просто так оказаться вне процесса развития русских организаций и организаций соотечественников в Белоруссии. Для меня достаточно очевидно, что в перспективе, вероятно, будет создано сильное объединение организаций российских соотечественников, которые будут взаимодействовать в рамках Евразийского народного союза, создаваемого в настоящий момент для поддержки общественными организациями заявленной В. Путиным, А. Лукашенко и Н. Назарбаевым цели построения Евразийского союза. Понятно, что к созданному ЕНС примкнёт часть организаций российских соотечественников и будут выработаны пути дальнейшего развития русского движения и организаций российских соотечественников в Белоруссии. Понятно, что и посольство РФ, и Россотрудничество обязательно будут взаимодействовать с новым объединением общественных организаций, часть из которых будет работать и в составе Координационного совета, и в составе нового объединения.

Однако важно понять, что ни КСРС И. Корды, ни новая структура, руководителем которой очевидно будет Ю. Баранчик, не являются противниками и тем более врагами. Суть в другом – КСРС и лично И. Корда отражают уже устоявшиеся подходы в движении организаций соотечественников, делая упор на проведение большого количества важных и нужных культурологических мероприятий. Силы же, группирующиеся вокруг Ю. Баранчика, очевидно, отражают запрос времени на большую общественную активность в свете появления интеграционного проекта Евразийского союза, стремление части соотечественников активно заявлять о своей позиции, не ограничиваясь одной лишь культурой.

Полагаю, что было бы неверно противопоставлять культуру активной общественной позиции. Но как раз именно в принципиальной разнице подходов персонально И. Корды и Ю. Баранчика, а также их сторонников и состоит основной нерв нынешнего конфликта в русском движении Белоруссии. И. Корда делает большую работу по проведению различных мероприятий, согласовывая свою работу с позицией посольства РФ и стараясь не конфликтовать с местными властями. Ю. Баранчик занимает более наступательную позицию, ожидая от властей реальных действий по реализации интеграционных проектов, а не слов об этом, а от посольства РФ и Россотрудничества – реальной поддержки своей деятельности. Поэтому там, где оба лидера могут действовать совместно, это нужно делать, а там, где не могут или не хотят, – пусть действуют поодиночке. Однако данный конфликт должен быть исчерпан и остановлен, потому что ничто, на мой взгляд, не нанесло более сильного урона движению российских соотечественников, чем это все еще продолжающееся противостояние.

Что касается моей личной позиции, то я, безусловно, разделяю точку зрения Ю. Баранчика на необходимость поддержки идеи построения Евразийского союза и придания деятельности организаций российских соотечественников большей общественной активности, нежели это можно наблюдать сейчас. Однако и многолетний опыт совместной конструктивной работы с И. Кордой подсказывает необходимость дальнейшего сотрудничества с ним в деле реализации русских культурно-просветительских проектов.

Надеюсь, что такая позиция не только будет встречена с пониманием обеими конфликтующими группами, но и станет вариантом преодоления конфликта, которому радуются только наши противники.